Консультации

Занятие как форма организации образовательного процесса

19.02.2024

 

 

 

«Занятие как основная форма организации образовательного процесса с воспитанниками»

(Для педагогов, не имеющих дошкольного образования, молодых специалистов)

Профессиональная деятельность воспитателя до­школьного образования включает в себя такое важ­ное направление в работе, как проведение специаль­но организованных форм образовательного процесса. Одной из таких форм является занятие.

Условием успешного развития воспитанников является знание педагогом дидактических законо­мерностей формирования у детей системы представ­лений, умений и навыков, владение современными методами обучения, стимулирующими их познава­тельную активность, умение придать познанию по­исковый характер, чтобы в основу образовательной работы была положена личная деятельность самого ребёнка.

Важную роль здесь играет стимуляция и управле­ние педагогом активностью ребёнка. При этом освое­ние детьми представлений, овладение умениями и навыками является лишь средством их развития, а не самоцелью дошкольного образования. Главной же целью воспитателя в реализации содержания образовательных областей учебной программы до­школьного образования является не передача гото­вых знаний, а формирование способности, интереса к самостоятельному их приобретению.

Таким образом, современные требования к каче­ству образовательного процесса в учреждении до­школьного образования актуализируют осознание необходимости изменения отношения к планирова­нию и организации разнообразных (в зависимости от возраста детей, дидактических задач, содержания, структуры) занятий с детьми.

Обучение на уровне дошкольного образования — целенаправленный процесс организации и стимули­рования деятельности воспитанников по освоению содержания учебной программы дошкольного обра­зования с целью их развития в соответствии с инди­видуальными и возрастными способностями.

Занятие — это специально организованная фор­ма взаимодействия педагога с ребёнком, направ­ленная на достижение определённого результата, чётко регламентированная временем и местом в распорядке дня, длительностью, в соответствии с возрастом детей; специально организованная форма образовательного процесса в элементарной учебной деятельности ребёнка дошкольного возраста.

Отличительной чертой занятия является наличие познавательной цели, программного содержания, учебной задачи, учебных действий, обязательного участия взрослого, его контроля и оценки (но не отметки).

Результатом занятий выступает разностороннее развитие детей, овладение ими представлениями, умениями и навыками как удовлетворение их по­знавательных потребностей.

Занятия классифицируются:

  • по количеству обучаемых (индивидуальные, подгрупповые, групповые);
  • по дидактическим задачам (усвоение нового, за­крепление ранее приобретённого опыта, творческое применение представлений, умений, навыков);
  • по содержанию дошкольного образования (до­минантное (изодеятельность, музыкальное, физ­культурное, математика, природа и другие об­разовательные области), интегрированное (объеди­нение содержания нескольких образовательных областей) .

Занятие имеет чётко выраженную структуру.

     Структура занятия — логическое взаимораспо­ложение и связь элементов, обеспечивающих его целостность. Структура занятия строится с учётом содержания учебного материала, методов обучения, отражающих логику процесса и направленных на достижение поставленной цели. В любом занятии выделяют три основные части, неразрывно связан­ные общим содержанием и методикой, а именно: начало, ход занятия (процесс) и окончание.

Начало занятия предполагает непосредственную организацию детей и призвано переключить их вни­мание на предстоящую деятельность, мотивировать на неё через использование проблемных ситуаций, вопросов, музыки и др., вызвать интерес через сюр­призы, загадочность, развлекательность, создать со­ответствующий эмоциональный настрой, раскрыть познавательную задачу. На этом этапе на основе объяснения и показа педагогом способов действий у ребёнка формируется элементарный план: как ему надо будет действовать самому, в какой последова­тельности выполнять задание, к каким результатам стремиться.

Ход (процесс) занятия — это самостоятельная умственная или практическая деятельность детей, заключающаяся в усвоении представлений, фор­мировании умений, которые определены учебной задачей. Основная часть направлена на организацию внимания, объяснение, рассказ, показ, наблюдение и другие методы, на оценку отдельных моментов работы.

На данном этапе занятия методы и приёмы ин­дивидуализируются и дифференцируются в со­ответствии с темпом восприятия, особенностями мышления каждого ребёнка или группы детей. Об­ращения ко всем детям необходимы, если у многих наблюдаются ошибки в выполнении учебной задачи (например, как следствие нечёткого объяснения пе­дагога). В зависимости от образовательной области, от цели занятия методика проведения каждой части занятия может быть различной. Во время занятия педагог даёт возможность каждому воспитаннику по­думать, попытаться самостоятельно найти выход из затруднительного положения. Минимальная помощь оказывается тому, кто быстро и легко запоминает, внимателен, умеет анализировать, сопоставлять свои действия, результаты с указанием педагога. В случае затруднения таким детям бывает достаточно совета, напоминания, направляющего вопроса.

Чтобы у ребёнка было желание заниматься, важ­но учитывать состояние его здоровья, т.к. он может не воспринимать материал, если болен, утомлён — ему не интересно содержание.

Успешное формирование познавательной дея­тельности зависит от того, какими мотивами она побуждается. Если ребёнок не хочет что-то делать, заставить его нельзя. Дети часто занимаются, потому что «так надо», «так велят», чтобы не вызвать неу­довольствие педагога и др. Внутренняя мотивация вызвана познавательным интересом воспитанника: «интересно», «хочу познать, уметь» — эта цель стано­вится деятельностью самого ребёнка. Результаты по­знавательной деятельности детей значительно выше, если она побуждается внутренними мотивами.

Окончание занятия посвящено подведению итогов и оценке результатов познавательной дея­тельности ребёнка, что свидетельствовало о его продвижении вперед, показало, чему он научился. Качество полученного результата зависит возраста детей, их индивидуальных особенностей, от  сложности учебной задачи.

После проведения занятия педагог анализ его результативность, освоение детьми программных задач, рефлектирует, намечает перспективу дальнейшей образовательной деятельности.

В структуре занятия не предусмотрен процесс усвоения детьми представлений, умений. Это можно узнать через использование метод наблюдения во время занятия, в нерегламентированной деятельности, через анализ продуктов деятельности.

В деятельности педагога на занятии главной задачей является организация познавательной активности воспитанников. Он не злоупотребляет подачей информации, а вовлекает детей в ход своих рассуждений, в самостоятельное «добывание» представлений об объекте или явлении природы, создаёт   эффект «открытия». В педагогике говорят: «положит; в сферу деятельности ребёнка».

Планируя занятие, необходимо прежде всего определить его цель.

Цель — краткая, позитивная формулировка, какой положительный результат будет, если решить задачи. Цель определяет содержание занятия, его структуру, методы обучения, формы организации познавательной деятельности: Она должна соответствовать теме занятия, его: содержанию, программным требованиям, возрасту их психологическим и физическим особенностям. Кроме этого, цель должна быть конкретной, четко сформулированной, мотивированной, в сфере деятельности детей. От цели зависит, будет ли занятие носить развивающий характер.

Задача — путь достижения цели (решение,  обеспечивает достижение желаемого результата).

В образовательном процессе учреждения до­школьного образования могут использоваться и раз­вивающие, и обучающие занятия. На обучающем за­нятии дети накапливают необходимый личностный опыт: представления, умения, навыки и привычку познавательной деятельности, приобретают навыки самостоятельной исследовательской деятельности. На развивающем, используя ранее приобретённый опыт, самостоятельно добывают знания. С этой целью в них вводятся элементы проблемного изло­жения учебного материала, эвристической беседы, организуется коллективный или индивидуальный самостоятельный поиск решения проблемы, экспериментальная деятельность. Однако, такие занятия лишь подход к настоящим развивающим занятиям, суть которых в развитии категориальной структуры сознания и способностей к самостоятельной поис­ковой деятельности по собственной инициативе ребёнка, умении доопределять и переопределять задания, идущие от взрослого.

В соответствии с дидактическими задачами опре­деляется тип занятия:

На усвоение новых представлений.

Цель: постановка перед детьми познавательных за­дач: подача, расширение и уточнение представлений детей о предметах и явлениях общественной жизни и природы.

На закрепление и систематизацию накопленного опыта детей.

Цель: осмысление воспринятых представлений и формирование первичных обобщений.

Комбинированный (смешанный).

Цель: познание нового содержания и повторение, закрепление и систематизация имеющегося опыта детей.

При планировании занятий и формулировании задач необходимо учитывать основные этапы усвое­ния детьми представлений, формирования навыков и умений: восприятие — понимание и осмысление — запоминание — применение по образцу — примене­ние в творческих условиях (новых, в самостоятель­ной деятельности).

Содержание занятия должно соответствовать его теме, цели, возрастным особенностям детей, требованиям учебной программы. Оно должно быть доступным, мотивированным (Для чего? Чтобы по­мочь, преодолеть, найти и др.), научным (достовер­ным), логично выстроенным, наглядным, достаточ­ного объёма, дифференцированным в соответствии с потребностями и задатками детей, не перегружен­ным терминами, дополнительной информацией, не содержать более двух новых понятий. Содержание должно постепенно усложняться, осуществлять связь новых представлений с уже имеющимися, воз­вращение к пройденному материалу, но на новой, более богатой основе.

  Реализация содержания учебной программы обе­спечивает разностороннее развитие и саморазвитие личности ребёнка, формирование у него нравствен­ных норм и приобретение социального опыта, готов­ности к успешному переходу на следующий уровень образования.

Методы воспитания и обучения

    На занятиях используются различные методы воспитания и обучения: словесные, наглядные, практические, игровые.

В переводе с греческого языка «метод» означает путь к чему-либо, способ достижения цели. Метод — это способы работы вос­питателя, с помощью которых достигается усвоение детьми знаний, умений и навыков, а также развитие их познавательных способностей. Методы обуче­ния должны быть оптимальными и соответствовать целям, задачам того или иного этапа обучения (на­пример, при ознакомлении с новым объектом или явлением ведущим методом будет наблюдение), соответствовать содержанию учебной программы, учитывать возможности детей, их подготовлен­ность, способствовать решению поставленных за­дач занятия.

Использование наглядных методов отвечает ди­дактическому принципу наглядности и связано с особенностями мышления детей дошкольного воз­раста. К ним относятся: демонстрация натуральных объектов (предметов, явлений), наглядных пособий (картин, чучел, моделей, образцов и др.), кинофиль­мов, телепередач, магнитофонных записей; наблю­дение (целенаправленное, планомерное, более или менее длительное восприятие человеком предметов и явлений окружающего мира); рассматривание, показ предметов(посуды, предметов домашнего обихода, орудий труда и др.), картин, иллюстраций, образцов, способов действия и др.; демонстрация кино-, видеофильмов; дидактические наглядные по­собия, дидактический материал.

Обучение в дошкольном возрасте тесно связано с пояснением и показоми следует за ними; поясне­ние переходит в упражнение. Показ и пояснение не всегда занимают равное место. Иногда преобладает показ, иногда — пояснение. Постепенно слово начи­нает заменять ребёнку показ (воспитатель рассказы­вает, как надо выполнять то или иное действие или просто напоминает о нём).

Словесные методы.

Рассказ (устное изложение учебного материала без вопросов) используется для сообщения новых представлений, сведений об окружающих явлениях и событиях, о природе; по картине, заданной теме (придумывание окончания). При обучении детей рассказыванию им часто даётся образец; о личных впечатлениях (как я...); рассказ-вступление, рассказ- изложение, рассказ-заключение.

Чтение художественных произведений и расска­зывание используется для того, чтобы познакомить детей с художественными произведениями, дать но­вые представления, вызвать нужное эмоциональное состояние: гордость, радость, веселье, лирическое настроение.

Беседа применяется в тех случаях, когда у детей имеется некоторый опыт и представления о предме­тах и явлениях, которым она посвящена. Беседа — диалогический метод обучения, который предпола­гает, что задавать вопросы и отвечать, высказывать свою точку зрения могут все участники беседы. Метод беседы требует от педагога тщательного про­думывания вопросов к детям в логической последо­вательности, в краткой и чёткой формулировке.

Во­просы должны быть понятны детям, но такие, чтобы требовали не только припоминания материала, но и размышления. Проблемный вопрос отличается от обычного тем, что в нём есть скрытое противоречие, он открывает возможность не однотипных ответов, неоднозначного решения, побуждает детей к поиску неизвестного, нового знания.

Практические методы обучения — это такие методы, с помощью которых педагог придаёт позна­вательной деятельности детей, усвоению ими новых представлений, умений практический характер.

Упражнение — многократное повторение ребён­ком умственных или практических действий задан­ного содержания.

Элементарные опыты и эксперименты, которые используются в дошкольном обучении, направлены на то, чтобы помочь ребёнку получить новые пред­ставления о том или ином предмете. В ходе опытов и экспериментов ребёнок воздействует на объект с целью познания его свойств, связей и т.п. Элемен­тарные опыты способствуют развитию аналитико-­синтетической деятельности мышления, развивают у детей способность выявлять скрытые свойства, связи объектов, сопоставлять, сравнивать их, устанавли­вать связи, находить причины, делать выводы.

Метод наглядного моделирования — наглядно-­практический метод обучения, в основе которого лежит принцип замещения реального предмета, яв­ления другим предметом, изображением, знаком.

Игровые методы — дидактические игры, игры- драматизации, подвижные игры, эпизодические игровые приёмы (загадки, упражнения-имитации, игровые действия в промежутках между выполне­нием других заданий). Игровой метод предполагает перенос учебного действия в условный план, полное вхождение ребёнка в игровую ситуацию. Игровые приёмы внезапное появление объекта, выполнение игровых действий, инсценировки, загадки, элементы соревнования, создание игровой ситуации. Достоин­ство игровых методов и приёмов обучения заключа­ется в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концен­трировать внимание на учебной задаче, которая ста­новится личной целью ребёнка. На большом эмо­циональном подъёме проходят занятия, включающие инсценировки коротких рассказов, стихотворений, элементы драматизации, сюжетно-ролевые игры.

Методический приём — это дополнительный спо­соб, направленный на повышение эффективности метода. Приём обучения, в отличие от метода, на­правлен на решение более узкой учебной задачи. Сочетание приёмов образует метод обучения. Чем разнообразнее приёмы, тем содержательнее и дей­ственнее метод обучения. Приёмы, используемые на занятии: пояснения, указания, показ, инструктаж, напоминание, сравнение, вопрос и др.

Совместная деятельность субъектов образова­тельного процесса осуществляется в определённом порядке и установленном режиме, другими словами, облечена в конкретную форму. Форма обучения — ор­ганизационная форма учебного занятия, зависящая от метода, лежащего в основе его организации.

Нормативные правовые документы о дошкольном образовании, содержание учебной программы до­школьного образования подтверждают, что сегодня перед педагогом ставится задача использования в образовательной практике форм и методов, соот­ветствующих не только возрастным, но и индиви­дуальным особенностям ребёнка, на основе взаимо­действия с ним, ориентированных на его интересы, возможности, социальную ситуацию развития.

Формы организации познавательной деятель­ности детей на занятии разнообразны: индивидуаль­ная, подгрупповая, фронтальная, парная.

Каждая из этих форм отличается своей спецификой, которая выражается в дидактической цели, в степени само­стоятельности детей, в соотношении коллективной и индивидуальной работы, в особенностях педа­гогического руководства. Чаще всего на занятиях используется несколько форм организации познава­тельной деятельности детей. Например, фронталь­ная форма в сочетании с подгрупповой и др.

Фронтальная (со всей группой детей) эффек­тивна при ознакомлении детей с новыми представ­лениями, на итоговом занятии, однако она может ограничивать индивидуальный и дифференциро­ванный подход, не всегда позволяет сконцентри­ровать внимание детей, увидеть, как идёт усвоение программных задач каждым ребёнком, сложна в организации (много детей).

Индивидуальная (не путать с индивидуальным подходом, осуществляемым на занятии!) — это ра­бота с одним ребёнком, она учитывает физические и психологические особенности воспитанника (стеснительность, застенчивость и др.), его задатки, потребности, даёт возможность отработать необхо­димые навыки и умения. Однако она не формиру­ет навыки общения со сверстниками, отличается слабой мотивацией, ребёнок не может сравнить результаты своей работы с результатами сверстни­ков, сложна в организации (чем занять остальных детей группы?) и т.д.

Групповая (подгрупповая) позволяет: осущест­влять дифференцированный подход (дифференциро­ванное обучение — форма организации образователь­ного процесса, при которой педагог работает с груп­пой детей, состав которой подобран с учётом наличия у них каких-либо значимых для образовательного процесса общих качеств) к содержанию занятия, ре­шать ряд воспитательных задач, принимать коллек­тивное решение, однако она сложна в определении способов объединения детей в группы, в организации работы групп, в организации контроля за работой группы детей со стороны педагога. Способы объеди­нения детей в группы могут быть произвольными (.V стола, по желанию самих детей, лепестки одного цвета, по полу и др., и целенаправленными (по уров­ню здоровья (группы здоровья), по способностям к определённому виду деятельности, по личностным качествам и др.). Реализация дифференцированного подхода невозможна без знания индивидуальных,,* особенностей каждого ребёнка, присущих только ему личностных качеств. Только знание его особенностей обеспечит личностно ориентированную систему до­школьного образования, поможет раскрыть задатки и потребности каждого ребёнка, возможность подо­брать соответствующие методы для его развития. В конечном итоге это позволит обеспечить качество дошкольного образования.

Работа в парах, развивая общение со сверстни­ками, предполагает взаимное  обучение, воспитание от­ветственности за общее дело, формирование умений выслушать, помочь другому и др.

Эффективности занятий в учреждении дошколь­ного образования способствует владение педагогом методами проектирования и конструирования со­временных видов занятий с детьми.

Успешности детских достижений способствует проведение разных типов и видов занятий с детьми дошкольного возраста. Особенно тех (интегриро­ванные, комплексные), в основу которых положена личная деятельность самого ребёнка, организованная через разнообразные формы его познавательной дея­тельности, а также эффективные методы и приёмы обучения. При этом достигается единство «аффекта и интеллекта», на необходимость которого в образо­вательном процессе неоднократно указывал Л.С. Вы­готский. Роль воспитателя — создавать благоприят­ную обстановку в группе для всех детей без исключе­ния. Привлечение детей для оказания посильной по­мощи сверстникам с ограниченными возможностями (если в группе такие есть) поможет формированию у них чувства эмпатии, защищённости.

Основными критериями определения эффек­тивности занятия можно считать следующие: сте­пень соответствия содержания теме занятия, по­ставленным задачам, возрасту детей, уровню их психофизического развития, типу занятия; степень эффективности методов и приёмов, направленных на активизацию познавательных способностей де­тей; целесообразность организации детей на заня­тии, её педагогическая направленность; особенности педагогического взаимодействия.

Ребёнок дошкольного возраста воспринимает окружающий мир целостно. Для него не существуют отдельно объекты только в пределах образователь­ной области: животные и растения — это «Ребёнок и природа», числа и геометрические фигуры — это «Элементарные математические представления» и т.д. Раскрытию целостной сущности определённой темы через объединение содержания разных обра­зовательных областей в широком информационном поле занятия путём взаимного проникновения и обогащения призвано интегрированное занятие.

Интегрированное занятие — это занятие, кото­рое направлено на раскрытие целостной сущности определённой темы через взаимное проникновение и обогащение содержания нескольких образова­тельных областей учебной программы дошкольного образования.

Целью интегрированных занятий, построенных на междисциплинарных связях, должно быть разносто­роннее изучение объекта (предмета, явления), осмыс­ленное восприятие окружающего мира, приведение сформированных представлений в соответствующую систему, побуждение к фантазированию, творчеству, развитие познавательного интереса, поддержание по­ложительного эмоционального настроения.

Интегрированное объединение содержания не­скольких образовательных областей учебной про­граммы не является произвольным или механиче­ским. Необходимо предусматривать его таким об­разом, чтобы образовательные области дополняли, обогащали друг друга. Интегрированные занятия должны быть тематическими. Избранная тема или ключевое понятие является основой для объедине­ния заданий из разных образовательных областей учебной программы. Интегрированные представле­ния могут включаться в занятие в виде: фрагмента; отдельного этапа; в течение всего занятия. При рас­смотрении на занятии одного (ключевого) понятия осуществляется всестороннее раскрытие этого по­нятия. Если же основное понятие является обоб­щённым — у детей формируется целостная картина по определённой теме.

Структура интегрированных занятий требует осо­бой чёткости, продуманности и логической взаимос­вязи содержания из разных образовательных обла­стей на всех этапах изучения темы. Это достигается при условии компактного, сконцентрированного ис­пользования содержания программы, использования разнообразных форм организации познавательной деятельности детей, интерактивных методов.

Интегрированные занятия в большей мере отве­чают концепции личностно ориентированного обу­чения и способствуют развитию личности ребёнка. Планирование и организация интегрированного занятия требует от воспитателя умений: выделить из образовательных областей (сфер жизнедеятель­ности) содержание, темы, которые имеют общие аспекты; выявить связи между ними; изменить по­следовательность изучения темы, если в этом есть необходимость; подобрать определённые задания для обеспечения познания содержания каждой образова­тельной области; сформулировать основную цель и задачи занятия; смоделировать структуру занятия, подобрать содержание образовательных областей, методы его реализации в соответствии с целью; пред­положить оптимальную нагрузку детей на занятии (умственную, физическую, речевую и др.).

Цель дошкольного образования — разностороннее развитие и социализация ребёнка раннего и дошколь­ного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями. Обучение детей не ограни­чивается занятиями, большую информацию дети по­лучают вне их и педагогу важно продумать задачи и способы организации познавательной деятельности детей в свободное время. Основополагающий прин­цип дошкольного образования — развитие ребёнка в деятельности — предполагает участие его во всех видах деятельности с признанием приоритетов веду­щей. При этом необходимо учитывать, что ведущий вид деятельности детей от 0 до 7 лет — игра, а также иметь в виду, что приоритетными видами деятель­ности в каждом возрасте являются: от 0 до 1 года — общение; от 1 года до 2 лет — предметная; от 1 года до 3 лет — предметная, познавательная практическая; от 3 лет до 4 лет — познавательная практическая; от 4 лет до 5 лет — игровая; от 5 лет до 7 лет — игровая предпосылки учебной деятельности [4].

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Инструктивно-методическое письмо Министер­ства образования республики Беларусь к 2011/2012 учебному году. Учреждения дошкольного образова­ния// Пралеска. — 2011. — № 7. — С. 2—12.
  2. Кодекс Республики Беларусь об образовании. — Минск: Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь, 2022.
  3. Учебная программа дошкольного образования.— Минск: Нац. ин-т образования, 2022.

 

свернуть

Организация уголка природы в детском саду

19.02.2024

Значение уголка природы и его организация в детском саду

Природа с ее необычайным разнообразием явлений, животных и растений производит на детей сильное впечатление. Непосредственное общение с природой дает ребенку более яркие представления, чем книжки, картинки и рассказы взрослых

Для постоянного общения детей с растениями и животными в детском саду создаются уголки природы. Хорошо оборудованный и удачно расположенный уголок природы украсит групповую комнату, доставит удовольствие детям, даст возможность проводить интересные наблюдения, ухаживать за животными и растениями в течение всего года.

Каждая возрастная группа имеет свой уголок природы, однако хорошо создать и общий уголок. Он будет служить для пополнения и смены объектов в групповых уголках природы. Необходимы: продуманный подбор объектов и соответственное их размещение.

Объекты уголка природы

Всех обитателей уголка природы в детском саду можно разделить на постоянных и временных. Постоянные живут в уголке круглый год (комнатные растения, рыбы, птицы и т.д., временные — лишь определенный отрезок времени (растения и животные местного края, жизнедеятельность которых особенно интересно и ярко проявляется в те или иные сезоны: яркие декоративные растения цветника, обильно цветущие осенью, весенние первоцветы, насекомые). Перечень временных обитателей уголка природы дается в темах, раскрывающих содержание работы по сезонам.

Требования к подбору объектов

При подборе обитателей уголка природы следует учитывать ряд требований, что поможет избежать ошибок и обеспечит эффективность воспитательного и образовательного воздействия труда и наблюдений детей: 

  1. Растения и животные должны быть типичными для той или иной систематической или экологической группы. Это дает возможность познакомить детей с основными, типичными чертами, условиями или образом жизни, характерными для большой группы растений и животных.
  2. Растения и животные должны быть внешне яркими, привлекательными, способными вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание детей дошкольного возраста.
  3. Необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений и животных. Это дает возможность детям увидеть в объектах не только общие, но и индивидуальные признаки, подводит ребят к пониманию разнообразия и неповторимости живых организмов.
  4. Растения и животные должны быть абсолютно безопасны для здоровья детей.
  5. Уголок природы — место труда и наблюдений детей. Уход за его обитателями по качеству, характеру труда, затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям дошкольного возраста (при помощи воспитателя). Поэтому подбираются неприхотливые растения и животные, не требующие для своего содержания сложного оборудования.
  6. Необходимо учитывать возможность нормальной жизнедеятельности, роста и развития растений и животных в условиях помещения дошкольного учреждения с его повышенной температурой, сухостью, наличием шума и т. д.

Размещение растений и животных в уголке природы.

Размещая обитателей в уголке природы, следует учитывать их биологические особенности и потребности. Так, одни комнатные растения (герань, кактус и т. д.) нуждаются в большом количестве солнечного света — их следует поставить на самое светлое место; другие (узумбарская фиалка, бегония) плохо переносят прямые солнечные лучи — их помещают в затененное место. Биология ящерицы и лягушки такова, что террариум с ящерицей следует ставить на хорошо обогреваемое солнцем место, а террариум с лягушкой — в прохладное и затененное место.

При размещении растений и животных необходимо учесть и эстетическую сторону: уголок природы должен радовать глаз, украшать интерьер. При этом следует разместить объекты таким образом, чтобы дети могли свободно подходить, наблюдать и трудиться в уголке природы.

 Растения уголка природы

Постоянными обитателями уголка природы в детском саду являются комнатные растения.

Комнатные растения издавна украшали жилище человека. Многие из них обильно и долго цветут, имеют красивую листву, стебли. Происхождение комнатных растений разнообразно. Родиной их являются тропические леса, жаркие безводные пустыни, субтропики. В зависимости от места произрастания в природе комнатные растения требуют различного ухода (разной почвы, поливки, степени освещенности и т. д.). Интересны комнатные растения и тем, что каждый вид имеет свои сроки и периоды активной вегетации. Все это делает их ценным дидактическим материалом, а, следовательно, и одним из обязательных объектов уголка природы. Растения дают богатую пищу для наблюдений, сравнений и размышлений, требуют постоянного труда, который в большинстве случаев несложен и вполне доступен детям дошкольного возраста.

Растения уголка природы младших групп

При подборе обитателей уголка природы для младших групп детского сада следует учесть особенности восприятия детьми предметов (малыш, прежде всего, обращает внимание на самые яркие и красивые из них). У детей формируется способность узнавать предмет, различать и называть его отдельные части.

 Воспитанники  первой младшей группы развивают умения узнавать  по внешнему  виду  и названию 2 комнатных растения (бальзамин (огонек) идр.)  в процессе  наблюдений.

Воспитанники  второй младшей группы должны научиться узнавать и называть  3–4 растения уголка природы (например, бальзамин (огонек), аукуба (золотое дерево), китайская роза, бегония вечноцветущая, камелия, фуксия и др.).  Дети привлекаются к уходу за растениями: поливают водой, приготовленной взрослым (он же определяет дозировку), обтирают влажной тряпкой крупные «кожистые» листья растений.

Растения уголка природы средней группы

В средней группе необходимо формировать у детей умение видеть разнообразные свойства и качества предметов и их частей: разнообразие формы, цвета, величины, характера поверхности и т.д. Дети овладевают более сложными приемами сравнения, учатся устанавливать различия и сходства предметов, обобщать предметы по тем или иным признакам.

Развивать умения распознавать и называть 4–5 видов комнатных растений (бегония-рекс, фиалка, аспарагус, агава, аспидистра и др.)

Усложняются представления о растениях. Дети чётче различают особенности растений, знакомятся с условиями, необходимыми для их жизни. Увеличивается количество растений, которые они узнают и называют. В процессе ухода (вместе с воспитателем) дети приобретают несложные навыки: поддержание растений в чистоте, правильная поливка их.

При расширении и усложнении программных задач в средней группе надо пополнить уголок природы новыми растениями. Следует, прежде всего, подобрать комнатные растения, имеющие разную величину листьев (это наиболее варьирующаяся часть комнатных растений). Дети овладевают новыми для них приемами поддержания растений в чистоте: опрыскивать из пульверизатора растения с мелкими листьями, обтирать влажной кисточкой или щеткой листья, имеющие зазубрины, сухой кисточкой — опушенные листья и т.д. При этом детей учат определять зависимость способа ухода за растением от характера листьев: их величины, количества, поверхности, хрупкости.  Следует особо отметить, что в средней группе хорошо иметь разные виды растений одного семейства (например, зональную и душистую герань, несколько видов бегоний и т. д.) . Когда все это есть, то можно учить детей находить различия и сходства.

Растения уголка природы старшей группы

В старшей группе продолжается формирование умений наблюдать за предметами, сравнивать, обобщать и классифицировать их по различным признакам. Основным содержанием наблюдений становится рост и развитие растений изменения их по сезонам, разнообразие способов размножения растений: семенами, луковицами, клубнями, листовыми и стеблевыми черенками

Развивать умения  узнавать и называть 5–7 видов комнатных растений (традесканция, амариллис, декабрист, плющ, комнатный виноград и др.), 

Представления детей старшей группы о растениях получают существенные дополнения. Дети узнают о том, что растение для своего роста нуждается в свете, влаге, тепле, почвенном питании. Если чего-то не хватает, то это может привести к гибели растения. Детям следует объяснить, что разные растения нуждаются в разном количестве света, влаги: одни хорошо растут при ярком освещении, другие — в тени; одни нуждаются в частом поливе, другие надо поливать редко.

Дети продолжают знакомиться со многими растениями, с особенностями их внешнего строения, с разнообразием листьев, стеблей, цветков. Закрепляется умение определять способ ухода за растением в зависимости от характера листьев и стебля (способ поддержания растения в чистоте). В содержание знаний о растениях включаются представления о некоторых способах вегетативного размножения комнатных растений (размножение стеблевыми черенками) .

Все эти задачи требуют внесения дополнительно целого ряда растений (при этом часть ранее живущих убирается: переносится в общий уголок или передается в младшие или среднюю группу) .

Вносятся растения с разнообразными стеблями (вьющиеся, стелющиеся, имеющие луковицы, клубнелуковицы и т.д.  Они имеют разнообразные по форме и характеру листья, стебли, цветы; у них разные потребности в степени освещенности и поливе.

Уход за комнатными растениями

Он заключается в их своевременном поливе, опрыскивании, мытье, а также рыхлении почвы, перевалке и пересадке, подкормке обрезке, размножении

Полив. Растения поливают водой комнатной температуры. Водопроводную воду держат в открытой посуде, чтобы избавиться от хлора. Во время усиленного роста и цветения растения поливают водой на 2 градуса теплее комнатной. При этом следят, чтобы весь земляной ком пропитался водой. Если при поливе вода появляется на поддоне и через 2 ч не впитывается обратно через донное отверстие, ее сливают.

Опрыскивание. Эта важная часть ухода за многими растениями: поддерживает их водный режим. При систематическом опрыскивании тепловатой водой они остаются свежими и зелеными всю зиму, быстрее растут побеги, листья, распускаются почки.

Мытьё. Растения необходимо систематически обмывать тепловатой водой для удаления пыли. Обмывают растения под душем или из лейки с ситечком, поставив горшок в таз, предварительно закрыв землю клеенкой, чтобы предохранить ее от размывания. Растения с опушенными листьями мыть нельзя, их очищают от пыли мягкой кисточкой. Цветочные горшки 3-4 раза в год обмывают снаружи горячей водой с мылом при помощи жесткой щетки.

Рыхление. Рыхление - это сухой полив. Производят его на следующий день после полива. Рыхлить землю надо не глубже чем на 1-1,5 см около стенок горшка, чтобы не повредить корни.

Перевалка и пересадка. Перевалка производится тогда, когда растению становится тесно в горшке. При этом земляной ком не разрушается. Свежую землю небольшим слоем насыпают на дно нового горшка и добавляют между его стенкой и земляным комом, а также сверху. При пересадке земляной ком частично разрушается (удаляется большая часть старой земли). Новый горшок должен быть на 3-4 см больше старого. Пересаживать растения лучше всего весной, до начала интенсивного роста.

Подкормка. Для нормального питания растений их нужно систематически подкармливать. В качестве подкормки в условиях детского сада лучше всего использовать минеральные удобрения (готовые смеси продаются в цветочных магазинах с указанием их применения). Подкармливать растения следует тогда, когда они начнут расти (после пересадки или укоренения). Подкормку применяют 2-3 раза в месяц. За несколько часов до подкормки растение должно быть хорошо полито.

Обрезка. Чтобы растение имело красивый, пышный вид, надо управлять его ростом. Для формирования куста прищипывают верхушку главного побега, чтобы вызвать развитие боковых. А боковые побеги до достижения высоты 10-15 см тоже прищипывают. Обрезка производится острым ножом. Срезы надо делать над почкой. Места срезов присыпают толченым углем.

Размножение. Размножать комнатные растения можно стеблевыми и листовыми черенками, отпрысками, корневищами, луковицами, делением куста, отводками и т. д.

Размножение черенками. Черенки бывают стеблевые и листовые. Стеблевыми черенками размножаются многие комнатные растения (традесканция, бегония, фикус, аукуба, бальзамин, пеларгония и т. д.) . С растущего побега срезают веточку с 2—3 узлами. Нижний срез делают под самым узлом. Затем черенок погружают в воду или сажают в горшок, ящик так, чтобы нижний узел был в песке. Посаженные черенки закрывают стеклом. До укоренения их два раза в день опрыскивают из пульверизатора. Листовыми черенками размножают бегонию рекс, сансевьеру, фиалку. На нижней стороне листа бегонии рекс надрезают бритвой разветвления жилок, лист кладут этой стороной на влажный песок. Места надрезов прижимают к песку. При размножении сансевьеры ее лист режут на части и каждую часть сажают в песок, как черенок, нижним концом вниз. Уход такой же, как за стеблевыми черенками.

Размножение луковицами. Луковицами размножаются все луковичные растения.На луковице образуются почки, из которых вырастают луковички-детки. При пересадке их осторожно отделяют от старой луковицы и высаживают в горшок. Ухаживают за ними так же, как и за старыми растениями.

Размножение корневищами. Так размножают некоторые растения при пересадке. С корневища стряхивают землю и разрезают его острым ножом, разделяя растение на несколько частей так, чтобы на каждой были хотя бы 1—2 почки или побег и корни. Корневищами размножают аспидистру, сансевьеру, циперус.

Выращивание овощных культур в уголке природы

Выращивание овощных культур дает возможность детям в течение года наблюдать за ростом и развитием растений зимой и ранней весной.

Для выращивания лука на перо луковицы высаживают в ящик рядами на расстоянии 5см друг от друга, но можно применять и более плотную посадку. Для ускорения роста перьев рекомендуют замачивание лука в течение суток в теплой (25-35 °С) воде или срезать шейку луковицы перед посадкой. Выращивание лука хорошо начинать с 1 октября.

Выращивать салат, укроп, редис лучше ранней весной. Семена этих культур высевают в ящики (слой земли 8-10 см). Расстояние между рядами для салата и укропа 3-4 см, для редиса — 4-5 см. Редис следует сажать по два семечка вместе.

Семена укропа лучше высевать проросшими. Посеянные семена засыпают слоем песка или перегноем толщиной 1-2 см. Ящики после посева надо покрыть стеклом и поставить в теплое место.

Уход за посевами заключается в легком рыхлении и умеренном поливе.

С детьми старшего дошкольного возраста можно выращивать рассаду помидоров и огурцов.

В течение зимнего периода начиная с января — февраля в уголке природы проращивают корнеплоды. Для посадки нужны здоровые овощи: брюква, репа, редька, морковь. Следует брать корни овощей, у которых сохранена верхняя часть, откуда обычно растут листья. Овощи засыпают землей так, чтобы из земли едва была видна шейка. Если корнеплод не умещается в горшке, надо подрезать у него корень, место среза присылать толченым углем.

Можно посадить кочерыжку капусты, дети с интересом будут наблюдать за появлением плодов (стручков) с семенами. При вырезании кочерыжки из кочана капусты надо следить за тем, чтобы не обрезать сидящие вокруг кочерыжки почки. Каждая такая почка дает пучок листьев, стеблей и цветы. Сажают кочерыжки неглубоко (на 2-3см). После посадки кочерыжки дней на 10 ставят в прохладное место (температура 6-8 °С). Когда у кочерыжек зазеленеют почки, ящик или горшок с ними надо поставить на светлое и теплое окно.

Василькова О.А. Уголок природы в детском саду/ О.А. Василькова. – 2-е изд. – Минск: Аверсэв, 2023. – 46 с.

Учебная программа дошкольного образования/М-во образования Респ. Беларусь. – Минск: НИО, 2023 – 380 с.

 

свернуть

Экологическая тропа в детском саду

16.10.2023

1.Формы и методы работы с воспитанниками на экологической тропе.

Экологическая тропа – это средство нравственного, эстетического, трудового воспитания.

Планирование работы на экологической тропе возможно осуществлять с учетом сезонных изменений и местных условий. Важно сочетать ознакомление детей с яркими объектами растительного и животного мира, сезонными явлениями и видами труда в природе.

Учитывая особенности возраста, а также специфику этой развивающей среды, при организации работы на экологической тропе можно использовать разнообразные формы:

  • экологические беседы;
  • уроки доброты;
  • уроки мышления;
  • экологические конкурсы, КВН, викторины;
  • экологические акции;
  • обсуждение и проигрывание ситуаций;
  • трудовой десант;
  • зелёный патруль;
  • клуб исследователей природы;
  • лаборатория юного эколога;
  • составление экологических карт;
  • ведение фенологических календарей природы;
  • коллекционирование;
  • экологические выставки и экспозиции;
  • экологические праздники;
  • экологические игры (дидактические, имитационные, игры-моделирование экосистем; соревновательные, игры-путешествия и т. д.);
  • экологические сказки;
  • экологические тренинги;
  • инсценировки, театрализации.

В каждой возрастной группе работа на экологической тропе предусматривает определенное содержание,  формы и методические приемы.

В младшей группе проводятся занятия с целью ознакомления с окружающей природой, трудом взрослых и старших дошкольников в природе. Это могут быть:

  • наблюдения,
  • экскурсии,
  • дидактические игры,
  • рассматривание репродукций картин и рисунков о природе старших детей,
  • чтение художественной литературы,
  • заучивание стихов.

Дети приобретают практические навыки по выращиванию некоторых растений: лука, гороха, бобов, настурции.

В средней группе содержание работы по экологическому воспитанию становится более целенаправленным. Ставятся задачи - показать взаимосвязь явлений в природе, формировать умения оказывать посильную помощь растениям и животным, упражнять в правилах поведения в природе.

В старшей группе экскурсии по экологической тропе становятся более продолжительными и предусматривают организацию познавательной, природоохранной, трудовой и   художественной деятельности дошкольников.

Экологические знания являются основой экологического сознания, но заниматься только просвещением детей недостаточно, необходимо приобщать их к практической деятельности.

Уроки мышления.

Усвоение зависимостей между объектами и явлениями живой природы – наиболее сложная для ребёнка-дошкольника тема. Облегчить решение этой задачи можно с помощью уроков мышления, основу которых составляют ответы на разнообразные «как?», «почему?», «отчего?» Например: «Почему у ёлки зелёные иголки?»; «Почему расцвечиваются листья?»;  «Почему белого медведя занесли в Красную книгу?»; «Чем полезен рыжий муравей?»; «Как дышит берёза?»; «Где ночуют птицы?»;

Не следует забывать: познавательная деятельность детей должна сочетаться с эмоциональным восприятием ими природы.

Уроки мышления можно проводить в разные режимные отрезки времени. Основным условием их проведения является интерес детей. Сочетание прогулок с увлекательным рассказом, с органичным включением художественных произведений способствует формированию у детей чувства природы.

Уроки доброты.

Проводятся индивидуально или с небольшой подгруппой детей (старшего возраста) в минуты их обращения к миру природы.

Цели: развить интерес к природе; формировать положительное эмоциональное отношение к ней, желание беречь её и заботиться о ней; воспитывать чуткость и чувство сопереживания.

Такие уроки не должны быть многословны; могут сочетаться с музыкой, восприятием художественных произведений.

Длительность уроков не регламентируется (от одной до нескольких минут в зависимости от настроенности ребёнка на заданную тему).

Тематика уроков доброты: «Что значит быть добрым?»; «Когда я был добрым по отношению к природе»; «Кто может считаться заботливым?»; «Что такое бережливость?»; «Когда можно сказать, что ребёнок бережно относится к природе?»; «Что такое красота?»; «Чем красив цветок?»; «Что значит быть ответственным?»; «Чем удивительна лягушка?»;  «Что такое страх?»; «Как ведут себя животные, испытывающие страх?»;  «Что нужно делать, чтобы не пугать животных?»; «Как ты проявляешь любовь к животным?»; «Украшение Земли»; «Что ты чувствуешь, когда обнимаешь дерево?»; «Что рассказала тебе природа?» и др.

2.Трудовое воспитание на экологической тропе:

 Труд в природе:

Уход за грядками на огороде (рыхление, полив, прополка,     прореживание).

Уход за цветами на экологической тропе.

Сбор семян разнотравья для подкормки птиц в зимнем саду.

Уборка урожая на огороде.

 Заготовка лекарственных трав.

Сбор опавших листьев, веточек для гербария - с разных деревьев и кустарников.

 Осмотр овощных культур (нет ли вредителей) и обработка  (педагогом) их настоем их трав, луковой и чесночной шелухи.

Операция «Сломанная веточка» (подвязывание и замазывание сломанных веточек).

Хозяйственно-бытовой труд:

Мытье исследовательского оборудования (баночки, стаканчики и т.д.)

Ручной труд:

Изготовление поделок из природного материала.

Аппликация из природных материалов.

Изготовление природоохранных знаков и установка их на экологической тропе.

  1. Наблюдение как основной метод ознакомления детей с природой.

Наблюдение — это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. 

Наблюдения можно проводить:

  • Во время занятий;
  • На прогулках;
  • В уголке природы;
  • На огороде, в цветнике.

Первичные – проводят с целью ознакомления с новым объектом, формирования знаний о названии, отдельных особенностях внешнего вида и поведения.

Повторные – используют для уточнения, дополнения, расширения представлений о животных, растениях, объектах неживой природы.

Обобщающие – для систематизации и обобщения знаний из предыдущих наблюдений (старшая группа)

Сравнительные – с целью сравнения знакомого с новым, выявления примет отличия и сходства (начиная со ср. группы).

Кратковременные – несколько минут

Длительные – за ростом и развитием, за сезонными изменениями

Распознающие – о разнообразии растений, животных, объектах неживой природы, о свойствах и качествах предметов и объектов природы.

Воссоздающие – восстановление картины целого по отдельным признакам (ср. и ст. группы).

 Младшая группа:

 ВВОДНАЯ ЧАСТЬ - сюрпризный момент (момент ожидания);

 -рассматривание иллюстраций; - чтение стихотворения;

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ - вопросы конкретные, констатирующие;

 -Включение обследовательских действий;

 - проговаривание новых слов;

- игровые приемы; 

- имитация движения и звука; 

- трудовые поручения.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ: - чтение стихотворения;

 - исполнение песенки;

 - игра;

 - обобщающий рассказ воспитателя; 

- поощрение всех детей.

Средняя группа:

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ: - сюрпризный момент; - чтение стихотворения;

-загадывание загадки; - привлечение прошлого опыта детей;

 -рассматривание иллюстраций.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ: - вопросы конкретные и проблемные; - включение обследовательских действий; - сравнение двух объектов; - показ способов ухода; - поручения поискового характера.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ: - обобщающий опрос по вопросам воспитателя.

Старшая группа:

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ: Прямая постановка познавательной задачи;

 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ: - вопросы проблемные, поисковые; - Вопросы задания; - план ответа на вопрос; - сравнение; - поговорки, пословицы;

-дидактические игры; - рассказ воспитателя.

 ЗАКЛЮЧ ЧАСТЬ: - Обобщающий рассказ детей; -дидактическая игра.

Ди­дактические игры — это игры с готовым содержанием и правила­ми. В процессе дидактической игры дети уточняют, конкретизиру­ют, закрепляют, расширяют, систематизируют имеющиеся у них представления о природе.

4. Организация и методика проведения прогулки на участке учреждения дошкольного образования.

Для ознакомления детей с природой широко используют прогулки. Здесь воспитатель может ознакомить ребят с теми явлениями природы, представления о которых складываются длительное время. Детей знакомят с таянием снега, набуханием почек, появлением травы и т. п. Здесь же можно организовать разнообразные игры с природным материалом — песком, глиной, водой, льдом, листьями и т. п.; у дошкольников накапливается чувственный опыт, они видят природные явления в естественных условиях во всех связях и отношениях. На прогулках дети испытывают удовольствие от общения с природой

Повседневные наблюдения за явлениями природы не должны быть случайными, их надо заранее продумывать. При этом следует использовать разнообразные формы организации ребят (фронтальные, групповые, индивидуальные). Фронтальная организация наблюдений на прогулках используется для ознакомления детей с яркими сезонными изменениями, с трудом взрослых. Наблюдения могут проходить и с небольшими группами детей (рассматривание цветущего растения, появившихся всходов, насекомых и т. д.). На прогулке ведется и индивидуальная работа.

Большую работу во время прогулки можно провести в цветнике и огороде. Дети поливают растения, подкармливают их, рыхлят землю. Эту работу планируют на утро и вечер.

Для труда в огороде и цветнике детей организуют в зависимости от цели. Одни задания они могут выполнять всей группой (посадку, посев, сбор урожая), другие (подготовка земли, поливка растений, рыхление, срезка сухих листьев, сбор семян и т. п.) лучше выполнять с подгруппой детей. В старших группах возможна организация дежурств по участку весной и летом.

Дети старшей группы наблюдения на прогулках отражают в календаре природы, где зарисовывают яркие сезонные изменения в неживой природе, в жизни животных, растений, отражают труд людей.

5.Организация и методика руководства наблюдениями в разных возрастных группах.

 

  1. Наблюдаемый объект должен быть доступен для восприятия каждому ребенку, участвующему в наблюдении. В каждом конкретном случае воспитатель продумывает, сколько детей могут одновременно участвовать в работе и как они должны стоять или сидеть, чтобы иметь возможность получить необходимую чувственную информацию об объекте - рассмотреть его, ощутить характер наблюдаемой поверхности, определить его температуру, тяжесть объекта, исходящие от него звуки, запах. Так вдоль длинной грядки можно разместить всю группу.
  2. Словесная информация воспитателя не должна подменять непосредственного восприятия объекта. Воспитатель должен словесно обозначать все то, что видят дети, но слово должно следовать за восприятием: только в этом случае у ребенка формируется полноценное знание.
  3. Восприятие любых объектов должно быть непродолжительным, поскольку наблюдение - это психическая деятельность, требующая сосредоточенного внимания, волевого усилия, умственного напряжения. Во время наблюдений дети не должны разговаривать, играть, манипулировать предметами. Оптимальное время для интенсивной умственной деятельности детей (в зависимости от возраста) - от 3 до 10 минут.
  4. Наблюдение строится по определенной структуре: начало, основная часть и заключительная часть.

Перед началом наблюдений необходимо собрать детей и сконцентрировать их внимание. Здесь нецелесообразно использовать неожиданные эффекты, вызывающие сильные эмоции: эмоциональное возбуждение не позволит детям включиться в интенсивную умственную работу. Наилучшими являются организационные приемы, которые вызывают легкие положительные эмоции и готовность детей к совместной деятельности с педагогом:

  • призыв вместе посмотреть что-то интересное;
  • ласковая интригующая интонация;
  • загадка-описание, загадка-действие о предмете наблюдения.

Вторая - основная - часть обеспечивает детям самостоятельное получение чувственной информации. Педагог предлагает малышам посмотреть на объект и задает им вопросы. Между вопросами должны быть паузы в 2-3 секунды. Эти секунды молчания и тишины очень важны: они позволяют детям сосредоточиться и, наблюдая за  камнем, растением, найти ответ на вопросы.

Основная часть наблюдения должна быть цельной, единой. Ее нельзя прерывать рассказами, пояснениями, стихами, играми, загадками. Но по прошествии нескольких секунд наблюдения можно предложить детям показать например: как прикрывает глаза птица. Наблюдения, удачно сопряженные с действиями, помогают детям понять механизмы жизнедеятельности наблюдаемых организмов, облегчают получение информации.

Завершить работу можно игрой или чтением сказки, стихотворения, рисованием.

Для того чтобы работа по наблюдению за природными объектами была эффективной, педагог должен к ней подготовиться:

продумать место и время проведения занятия, способ оптимального размещения детей вокруг объекта;

убрать предметы, которые могли бы отвлечь малышей;

Правильно организованные наблюдения позволят активизировать исследовательскую деятельность детей, побудят их к самостоятельному экспериментированию и будут способствовать формированию бережного отношения ребенка к окружающему миру.

Результаты программы экологического воспитания детей посредством наблюдений за природой:

у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;

сформировано осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы;

сформированы начала экологической культуры детей;

дети получают практические знания по охране природы;

развиваются речевые навыки детей;

дети учатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.

6.Методика проведения игр с природным материалом.

Впервые ребенок обращает внимание на то, что из влажного песочка получается куличик, а из сухого – горка; что деревья растут из земли, а на их ветках есть листья и желуди; если вылить из леечки воду, то образуется лужица, которая быстро исчезает. Как важно, чтобы эти маленькие открытия происходили каждый день, чтобы стало потребностью находить, замечать, удивляться и радоваться, а главное, приобретать собственный неповторимый опыт общения ребенка с миром природы. Находящийся в естественном природном окружении, природный материал побуждает ребенка к спонтанной деятельности. Первые контакты ребенка с окружающим миром происходят на ежедневных прогулках. Это пора самых невероятных открытий, ведь для малыша все происходит впервые.

Очень важно проводить   игры вместе с ребенком, подсказывая ему способы действия с игровыми материалами, а иногда и играя по принципу «рука в руке». Такой предварительный этап совместного действия включает в себя наблюдение ребенка за способами действия взрослого, действия по подражанию и по образцу, предложенному взрослым, и наконец, самостоятельные действия, которые отражают уже собственный замысел ребенка.

Необходимым условием успешности работы по обогащению игрового опыта детей является соблюдение в игре определенной последовательности:

  • проигрывание действий педагогом на глазах у детей;
  • совместное выполнение игровых действий педагогом и ребенком;
  • выполнение игровых действий детьми по подражанию действиям педагога; • по образцу предлагаемому взрослым;
  • по словесной инструкции;
  • сопровождение ребенком выполняемых действий речью.

Содействие в развитие должен быть воспитатель уделять большое внимание руководству данными играми, поскольку в них заложены большие возможности для развития у детей умственных способностей, для совершенствования их созидательной деятельности, а также сюжетно-ролевой игры.

Педагогу следует обращать внимание детей на то, что каждый из материалов в определенных условиях может менять свои свойства. Например, вода из жидкой может стать твердой (лед); она может также переливаться, журчать, бурлить, быть светлой, прозрачной или мутной; песок бывает сухим, сыпучим и сырым, тяжелым; снег — рыхлым, вязким, рассыпчатым и т. д.

Природные материалы регулярно должен использоваться как на индивидуальных, так и подгрупповых развивающих игровых сеансах.

Педагогическое руководство играми с природными материалами, должно быть направлено на организацию условий, необходимых для развития ориентировочной деятельности детей с различными игровыми действиями.

Летом удобным и интересным материалом для игр является песок. Чтобы заинтересовать детей, воспитатель до начала прогулки может построить дом из песка, а затем предложить детям соорудить еще одну постройку.          

Так, для игр с песком следует использовать разнообразные пластмассовые и деревянные лопатки, формочки, воронки, сита, ведерки, фигурки животных, куклы, Сухой песок дети могут пропускать через воронки, заполнять им баночки, пузырьки. Наличие влажного песка позволяет обычную формовку пирожков разнообразить сооружением двориков, каналов, прокладыванием дорог.

Например, воспитатель предлагает детям полить песок, напоминая, что, когда он сырой, с ним хорошо играть, спрашивает: «Что из влажного песка можно сделать?» Подтверждает он, — из песка можно сделать дворец или дорогу и погулять в нем с куклами или с машинами. Во время поливки песка воспитатель задает детям вопросы: «Почему не видно в песке воды? Куда она делась?»

Тут же педагог может вместе с детьми полить землю в каком-нибудь месте участка и понаблюдать, как будет впитываться вода. Дети с помощью воспитателя приходят к выводу, что песок рыхлый и потому легко пропускает воду, а земля плотная, и поэтому вода впитывается в нее не сразу.

Так постепенно дети овладевают разными способами восприятия признаков материалов и их выявления в каждом отдельном случае.

Действуя с песком, ребенок узнает его свойства (вязкость, плотность и др.) и в то же время увлекательно играет.

Итак, игры с песком и другими материалами предполагают выполнение различных игровых действий в соответствии с этапами развития ребёнка.

 При наличии соответствующих игрушек дети разнообразно действуют и в играх с водой: одни предметы моют, другие пускают плавать, в третьи наливают воду и выливают ее. В играх с водой дети устраивают пристани, пускают по воде буксирные пароходы с прикрепленными к ним баржами с грузом, пассажирские пароходы, парусные и моторные лодки. Воспитатель показывает им, как лучше двигать по воде эти игрушки.

Игра с песком и водой вызывает неповторимые тактильные ощущения, доставляет необычайное удовольствие и является исцеляющим методом песочной терапии. Работа с песком и водой позволяет легко создавать новые образы и не требует каких-либо умений

Богатый ассортимент игрушек создает условия для разнообразных действий детей и накопления у них чувственных впечатлений. Но этого недостаточно для того, чтобы ребенок мог осознанно обобщить качества материалов и умел правильно действовать с игрушками. Необходимо участие в играх детей воспитателя. В процессе игры он называет, уточняет, а иногда и изменяет состояние материалов, их свойства; доказывает последовательность игровых действий.

Созидательная деятельность требует постоянного руководства ею. Если в простейших играх воспитатель мог ограничиться уточнением представлений детей о свойствах материалов, показом приемов строительства, то при переходе к строительно-сюжетным играм усложняются и характер показа, и форма организации совместной игры.

Строительно-сюжетные игры предполагают наличие у детей более совершенных и разнообразных умений. Даже при постройке простого домика из песка или снега ребенок должен действовать лопаткой по-разному (сгребать, насыпать и т. д.). Необходимо, чтобы он умел ориентироваться в расположении своей постройки среди построек других детей, строить вместе с ними на ограниченном пространстве.

С возведения какой-либо постройки из песка и снега продолжается обучение детей умению играть совместно.   Воспитатель поддерживает инициативу детей и просит их сделать в этом же снежном валу домики для своих кукол и совместно поиграть. Сделанные ребятами домики образуют целую улицу. Такие постройки хороши тем, что каждый может играть сам по себе ив то же время, если захочет, включиться в общую игру. Для поддержания интереса к игре воспитатель может использовать разноцветные флажки, льдинки, шишки и т. д. Сочетание старого (повторная постройка домиков) с новым (к куклам добавляются животные, птицы, машины) способствует возникновению новых игровых замыслов, помогает объединению детей.

Для того чтобы заинтересовать ребят, воспитатель делает несколько одинаковых игрушек и дает их детям, например цыплят или утят, куколки, стульчики; рассказывает, из каких материалов они сделаны; знакомит детей с этими материалами и предлагает попробовать сделать такую же игрушку.

Знание о природном материале поможет ребенку в каждом конкретном случае определить, какой признак будет играть главную роль в успешном выполнении задания.

Чтобы игры протекали успешно, необходимо целенаправленное руководство со стороны воспитателя.

Строительство из снега надо начинать с заготовки валов. На участке в специально отведенном месте воспитатель показывает детям приемы сгребания, уплотнения, сбивания снега лопатой. Когда валы слежатся, он учит воспитанников превращать их в снежные постройки. Начинать надо с самого простого – домиков. Объяснение педагог начинает показом приемов обработки снега, напоминает, как можно лопатой прорубить окно, сделать вход. После того, как домик будет готов, развертывается игра с постройкой По мере овладения детьми навыками, необходимыми для работы, воспитатель показывает им, как можно сделать скульптурные изображения. При создании скульптурных изображений: людей, животных, отдельные их части лепятся из снега, смоченного водой. Для прочности готовую постройку следует полить водой, можно разрисовать ее.

Наряду с крупными постройками из снега они лепят на столах различные фигуры (снеговиков, зайцев, медведей и т. д.). Такие игры проводятся в безветренные дни, при слабом морозе, так как в холодную погоду дети, находясь во время игр без движения, могут озябнуть.

Около стола в ящиках на подставке находятся разные мелкие предметы и игрушки для игр со снегом (животные и куклы из резины и целлулоида, автомобили, лопатки, совки, деревянные ложки, флажки, цветные льдинки), а также различные силуэты на подставках, окрашенные масляной краской, выполненные воспитателем.

Играя с камнями различной формы, дети закрепляют тактильные ощущения: гладкий, шероховатый, острый, закругленные. Игры с камнями способствуют развитию воображения и связной речи. Играя с детьми на улице, собирают камушки разной формы и размера. В дальнейшем на них можно рисовать растения, животных, сказочных персонажей. Также использовать как формы домов, машин, животных. Каждый раз можно использовать разные камушки для составления историй. Кроме того, на камнях можно нарисовать цифры или буквы и использовать их как дидактический материал при обучении ребенка счету и чтению. Природа богата материалом, который дети могут использовать в игре.

Дошкольников также   нужно учить использовать природный материал в играх (изготавливать различные поделки, счетный материал, игрушки из снега, песка, природного материала (желудей, каштанов, шишек, соломы, бересты и т.д.). С прогулки в лес дети часто приносят желуди, шишки, веточки, а с экскурсии к водоему – красивые камешки, ракушки. Дети подолгу рассматривают собранный материал, перебирают, ощупывают, обследуют его. Это способствует запоминанию формы, красок, свойств каждого вида материала. Например, дети узнают, что орехи круглые, коричневые, с бугристой поверхностью; желуди овальные, блестящие, желтовато – коричневые, рогоз цилиндрический, с мягкой бархатистой поверхностью, коричневый.

Кроме игр с песком, водой, снегом и глиной проводят игры с игрушками-самоделками, выполненными детьми совместно с воспитателем из коры, шишек, желудей, травы, палочек, глины. Это могут быть лодочки, кораблики, птицы, животные, различная мебель.

Дети строят из палочек загородки, кормушки, пруд, водят птиц к кормушкам, на пруд и обратно. С куклами, выполненными из травы (стеблей подорожника), они играют в «ДОМ», причем мебель для игры делают из стеблей этого же растения.

Каждое время года богато своими дарами, от красивых зеленых травинок и цветочных лепестков до богатых плодов осени и сухих, на первый взгляд неприметных растений, которые мы считаем сорняками.

Красота природы становится участницей детских игр: дети собирают цветы, листья и плетут из них венки, составляют букеты. Если они находят большой лист лопуха, он гут же превращается в зонтик, защищающий их от солнца, плоды репейника служат для изготовления интересных поделок и игрушек.

Из плодов рябины с помощью иголки и нитки можно сделать украшения: бусы, браслет, из одуванчиков, осенних листьев – венки на голову. В играх с таким природным материалом дети повторяют цвет, исследуют тактильным способом различные материалы. Закрепление цвета, формы происходит при совместном изготовлении гербария и картины из засушенных цветов и трав.

Изготовление игрушек требует от ребенка ловких действий, и если вначале неточным движением руки он нередко повреждает игрушку, то впоследствии, в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе. Изготовление игрушек способствует развитию сенсомоторики — согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления игрушек постепенно образуется система специальных навыков и умений.

Изготовление игрушек предполагает помощь воспитателя. Причем он не должен также упускать возможности показать ребенку преимущества совместной работы. Организуя работу по изготовлению игрушек из природного материала, необходимо учитывать уровень знаний и практических умений детей. Очень важно использовать при этом и художественную литературу. Дети дошкольного возраста отличаются большой восприимчивостью и впечатлительностью, произведения художественной литературы воздействуют на ум и чувства ребенка, обогащая их, развивают художественный вкус, способствуют развитию эмоциональной сферы. Произведения о природе с ярким, образным описанием окружающих явлений пробуждают детскую фантазию, воспитывают художественный вкус, эстетические чувства, любовь к родной природе

Руководя играми с природными материалами, воспитателю приходится не только думать над тем, во что играть с детьми, но и заботиться о том, чтобы дети не охлаждались действуя со снегом, если они долго играют в неподвижном состоянии, не переутомлялись, не перегревались; играя с водой и песком.

Основные принципы игр с природными материалами: совмещение элементов игр и труда, переход от игр творческих к играм с природными материалами, постепенное усложнение обучающих задач и условий игры, повышение творческой активности ребенка, формирование вербального и невербального общения в игровой деятельности, единство обучающих и воспитательских воздействий. Психологическое воздействие игры: развитие основных психологических процессов, эстетических, формирование чувства любви к природе. Ведь для детей это одновременно и игра, и работа, и обучение. Формирование в игре начальных форм самооценки, самоконтроля, организованности, межличностных отношений между сверстниками.

Игры с природным материалом имеют неограниченный диапазон влияния на развитие личности ребенка. Во время игры дети приобретают знания путем самостоятельного поиска, исследовательской деятельности.

 

 

  1. Маршруты экологической тропы нашего детского сада

 

Название цикла

Цель

Объекты наблюдения

"Деревья"

- закрепить названия деревьев, их строение, внешние признаки;

- систематизировать представления о хвойных и лиственных деревьях;

- взаимосвязь растений с окружающей средой (вода, солнце - свет, тепло, почва, животные);

- рассматривание столов и веточек деревьев на наличие повреждений;

 - воспитывать бережное отношение к деревьям;         

- формировать умения детей различать деревья и кусты по внешним признакам

- березы;

- ель;

- сосна;

- осина;

"Кусты"

- закрепить названия кустов, их строение, внешние признаки;

- формировать умение видеть общее и отличие кустов между собой;

- формировать умение детей различать деревья и кусты по внешним признакам;

 - воспитывать бережное отношение

 

- сирень белая и сиреневая;

"Чудо огород"

- продолжать знакомить детей с разнообразными овощными культурами и способами ухода за ними;

-вызвать интерес к выращиванию овощных культур

- семена, рассада,

- огородные грядки

(с морковью, горохом, свеклой, репой, огурцами, томатами, луком, редисом, салатом, кабачки);

"Цветник"

- уточнить представления детей о цветниках, о разнообразии цветущих растений, их названия, строение, способы ухода, условия роста;

- сравнение разных цветов по внешнему виду, способам размножения, связь с насекомыми;

- формировать умение понимать пользу и значение природы для хорошего настроения и самочувствия.        

- нарциссы;

- маргаритки;

- астры;

-бархатцы;

- гвоздика турецкая;

- ирисы;

- тюльпаны;

- ромашки;

- петуния;

- васильки;

"Альпийская горка"

- формировать представления

 об «альпийской горке»,

 как разновидности цветника;

- дать детям представления о составляющих частях «альпийской горки»

(сочетание объектов живой и

неживой природы).

         

-«Альпийская горка»

(цветущие и вьющиеся

растения, камни разных

размеров)

"Зеленая

аптека"

- расширить и закрепить представления

детей о лекарственных растениях;

 - развивать умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни;

 - формировать умение собирать и сушить лекарственные растения для оздоровительных мероприятий в холодное время года.   

     

- мать -и- мачеха;

- мята перечная;

- валериана;

- календула;

- ромашка аптечная;

- подорожник;

тысячелистник;

"Птичий городок"        

- рассматривание домиков для птиц, беседа о предназначении скворечников;

- познакомить детей с разновидностью птиц, научить отличать зимующих и перелетных птиц;

- значение птиц в природе;

- развивать у детей интерес к наблюдениям за зимующими птицами, прилетающих на кормушку и желание их подкармливать;

- воспитывать

бережное отношение к ним.        

 - кормушки для птиц;

- скворечники

       

8.Дидактические игры экологического содержания.

В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а также эколого – целесообразное поведение в природе.

Это игры с использованием различных предметов природы (листья, семена, цветы, фрукты, овощи).

В качестве примера таких игр можно назвать «Вершки и корешки», «Путаница», «Чудесный мешочек», «Узнай на вкус» и т. д.

Младшим детям хорошо давать несложные задания («Найди по листу дерево», «Найди такой же по цвету», «Принеси желтый листок», «Разложи листочки по порядку — самый большой, поменьше, маленький» и т. д.), которые позволяют упражнять детей в различении предметов по качествам и свойствам.

Старшие дети уже могут определять оттенки цветов, листьев, овощей и фруктов, выделять отдельные части растений, группировать, растения по принадлежности, по месту произрастания и другим признакам.

«Беседа с деревьями»

Цель: формировать умение детей видеть и эмоционально откликаться на прекрасное в природе; воспитывать гуманное отношение к ней.

Ход игры:

Воспитатель. Посмотрите, как много деревьев на нашем участке. Выберете дерево, которое вам нравится, подойдите к нему, обнимите и постойте так с закрытыми глазами. Послушайте, что оно вам « расскажет ». По моему сигналу возвращайтесь.

Вернувшись, дети \ по желанию \ рассказывают о « своем » дереве.

Можно провести «Беседу с цветами » \ с использованием растений из цветника или уголка природы /; «Беседу с животными» \ с использованием животных из уголка природы \.

«Встреча с растениями»

Цель: Формировать эмоциональное отношение к природе.

Ход игры.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть цветы на клумбе.

Воспитатель. Выберите себе цветок  и посмотрите на него внимательно. Вам знакомо это растение? \ Ответы детей \Подумайте, что вы можете рассказать о нем. Педагог задает наводящие вопросы, помогает на них отвечать \ дает образец рассказа\.

 «Необычное путешествие»

Цель: Продолжать формировать умение дошкольников экологически правильно оценивать действия людей в природе.

Ход игры.

1 вариант. Воспитатель раскладывает на ковре в произвольном порядке картинки. Дети переходят от одной картинки к другой \очередность определяется с помощью жребия/, рассказывают, что на них нарисовано, оценивают поступки людей.

2 вариант. Дети рассматривают и анализируют картинки, изображающие бережное отношение к природе. Затем вместе с воспитателем обсуждают, в каких делах по охране природы они могли бы участвовать.

 «Отгадай и нарисуй»

Цель:  Развивать мелкую моторику и произвольное мышление.

Методика проведения: Воспитатель читает стихотворный текст, дети рисуют ответы палочками на снегу или песке. Кто проговорился, тот выбывает из игры.

«Чьи семена?»

Цель:  Упражнять детей в дифференциации овощей, фруктов и их семян. Развивать память, сосредоточенность, наблюдательность.

Методика проведения:  Дети берут набор семян и выкладывают их на карточку соответствующего фрукта или овоща.

«Детки с какой ветки?»

Цель: Дифференцировать отличительные признаки деревьев.

Методика проведения: На веранде выставляются стулья на некотором расстоянии друг от друга. На них кладутся карточки с изображением дерева. Детям раздаются карточки с изображением листьев. По команде «раз, два, три, листик к дереву беги» дети разбегаются по своим местам, затем карточки меняются.

«Какое насекомое, назови?»

Цель: Формировать у детей понятие «насекомое». Узнавать и называть представителей насекомых: муха, бабочка, стрекоза, божья коровка, пчела, жучок, кузнечик…

Методика проведения: Дети должны на скорость собрать картинку, назвать насекомое. Если кто то затрудняется, можно использовать загадки.

 «Кто как поет?»

Цель: Формировать артикуляцию речи. Отрабатывать правильные звукоподражания птицам. Закреплять знания детей об особенностях птиц.

Методика проведения: Звучит аудиозапись пения птиц. Дети должны угадать и найти карточку с изображением птицы.

«Лекарственные растения»

Методика проведения: Воспитатель берет из корзинки растения и показывает их детям, уточняет правила игры: вот лежат лекарственные растения. Я буду показывать вам какое-нибудь растение, а вы должны рассказать о нем все, что знаете. Назовите место, где растет (болото, луг, овраг). Например, ромашку аптечную (цветы) собирают летом, подорожник (собирают только листики без ножек) весной и в начале лета, крапиву – весной, когда она только – только вырастет (2-3 рассказа детей).

Вывод:

Работа, которую мы проводим в нашем дошкольном учреждении, формирует у детей  бережное отношение к живой и неживой природе, что позволяет надеяться на то, что они вырастут заботливыми хозяевами своей планеты – Земля.

Подготовил: воспитатель дошкольного образования Филимончик С.С.

Источник:  https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2020/07/07/formy-i-metody-raboty-s-vospitannikami-dou-na

свернуть

«Эффективные методы и приемы по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о мемориальных комплексах Беларуси» (Из опыта работы)

14.12.2023

«Эффективные методы и приемы по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о мемориальных комплексах Беларуси»

(Из опыта работы)

Учебной программой дошкольного образования предусмотрено формирование у воспитанников старших групп представлений о истории Великой Отечественной войны и скульптурно-архитектурных объектах, возведенных на территории нашей страны и посвященных событиям войны (например, мемориальные комплексы “Брестская крепость-герой”, “Хатынь”, монумент “Победы”, мемориальный комплекс “Курган Славы”, “Прорыв”, историко-культурный комплекс “Линия Сталина”, людях, прославивших Беларусь.

Работая, с детьми старшей группы, я стала знакомить их с памятниками воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.  Формируя у детей основы гражданственности и патриотизма в тесном сотрудничестве с родителями воспитанников.

В своей работе использую разнообразные формы взаимодействия семьи и детского сада. Это и беседы, проведение консультаций по вопросам патриотического воспитания детей в семье, а также проведение совместных праздников, экскурсий. Предлагаю маршруты выходного дня для детей и их родителей. В теплое время совершать более отдаленные поездки, а в холодное время года посещать мемориальные комплексы в столице нашей страны.

Так, Варвара У., вместе с родителями посетили этой осенью Брестскую крепость-герой. Девочка поделилась своими впечатлениями. Рассказала, что видела и слышала от экскурсовода в музее.

Ознакомление ребят с мемориальными комплексами оказался очень важным и волнующим, ведь именно в этом возрасте дети начинают задавать серьезные вопросы о войне.

Эффективными методами и приемами организации ознакомления детей с мемориальными комплексами являются занятия, беседы, виртуальные экскурсии, прогулки, а также использую информационно-коммуникационные технологии при рассматривании наглядного материала, просмотр мультимедийных презентаций, мультфильмов, прослушивание песен, стихов и др. Используя предлагаемые формы и методы патриотического воспитания, я показываю детям красоту своей малой родины, талант своего народа, учу детей любить свою малую родину, гордиться тем, что мы живем в такой прекрасной стране, как Беларусь.

Сначала рассказывала своим воспитанникам, как мужественно защищали родину солдаты, как погибали старики, женщины и дети, как попадали в плен ни в чем не повинные люди. И после таких рассказов у детей уже сформировалось представление о том, что такое “война”. Затем читала рассказы об этом тяжелейшем времени истории нашей страны. Это такие рассказы, как: C.П. Алексеева “Брестская крепость”, Я. Длуголенский “Что могут солдаты”, О. Высотской “Мой брат уехал на границу”, У. Бражкина “Шинель”, С. Баруздин “Рассказы о войне”.

Произведения, рассказывающие о войне, о судьбах детей, потерявших всех своих близких, не оставляют равнодушными никого. Я думаю, что эти рассказы о войне помогут научиться по-настоящему любить свою семью, ценить все то хорошее, что есть в их жизни.

Действенный метод ознакомления дошкольников с мемориальными комплексами это рассматривание картин. Картины дают возможность подробно рассмотреть, длительно сосредоточить на них внимание. Цель использования картины состоит в том, что бы сформировать у детей свое отношение к увиденному. Как правило, рассматривание картины сопровождается слушанием музыки или поэтическим произведением.

Часто рассказываю детям об уже знакомых им событиях в годы войны в Брестской крепости. Свои рассказы сопровождаю иллюстративным материалом – фотографиями, картинами, мультфильмами.

Беседу использую, когда у детей уже накоплены знания о данном факте. Примером может служить экскурсия к монументу “Победы” в столице нашей родины, где все дети побывали вместе с родителями. После беседы дети поняли, почему горит “Вечный огонь”. Наша память коротка, а жизнь идет своим чередом. И именно памятники не позволяют забыть о самых важных вехах в истории нашей страны.

Хочется отметить виртуальную экскурсию к мемориальному комплексу “Хатынь”. После показа сопровождаемого моим рассказом дети поняли, что мемориал на месте деревни Хатынь – это храм под открытым небом, памятник всем деревням, сожженным фашистскими оккупантами.

В разных уголках Беларуси, потерявшей в 1941-1945 гг. каждого третьего жителя, созданы символичные мемориальные комплексы, посвященные событиям самой трагической и кровопролитной войне на этой многострадальной земле.

Воспитание чувства патриотизма в нашей группе – это работа, которая ведется систематически в разных видах деятельности и по разным направлениям.

Воспитатель дошкольного образования

Архипенкова Надежда Сергеевна

Высшей квалификационной категории

свернуть