МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ СВЕРСТНИКАМИ
Попытки маленького ребёнка вступить во взаимодействие со сверстником часто заканчивается неудачей. Малыши толкаются, дергают друг друга за волосы, не хотят делиться игрушками, лакомствами. Многих мам это очень тревожит. Почему же так происходит? Ведущие специалисты в области детской психологии утверждают: потребность в общении со сверстниками обычно появляется у малыша на третьем году жизни. До этой поры самостоятельные контакты с другими детьми не носят социальной направленности. Ребёнка влечёт к сверстникам исследовательский интерес, возможность получить новые впечатления. Часто он смотрит на другого ребёнка как на игрушку; отсюда и те негативные проявления, на которые жалуются родители.
Чтобы избежать конфликтов, некоторые мамы гуляют с крохой вдали от других детей, не ходят с ним в гости. А ведь взаимодействие со сверстниками очень важно для маленького ребёнка: оно даёт массу новых, дополнительных впечатлений, сильных эмоциональных переживаний, развивает подражательные способности. Кроме того, контакты с детьми ложатся в копилку социального поведения ребёнка, влияют на развитие его отношений с окружающими людьми в дальнейшем.
Опыт работы с детьми раннего возраста показывает, что общение между малышами происходит успешнее, когда их всего двое. Но сами по себе контакты маленьких детей мимолётны и очень неустойчивы, без влияния взрослого они быстро распадаются. В этой статье вы найдёте музыкальные игры (ладушки, пляски, хороводы, прятки, подвижные игры), которые помогут организовать общение вашего ребёнка со сверстником.
Музыка оказывает положительное воздействие на малыша: стимулирует двигательную, певческую активность, развивает восприятие. Поэтому музыка является прекрасной эмоциональной основой для развития взаимодействия маленьких детей друг с другом. Играя, учите детей прикасаться друг к другу, гладить друг друга по голове, смотреть в глаза, обниматься, подражать плясовым движениям и пению ровесника, формируя таким образом интерес и эмоционально-положительные действия, направленные друг на друга.
Предметная деятельность является ведущей в раннем возрасте. Используйте эту особенность, чтобы стимулировать у детей товарищеские проявления друг к другу.
Для формирования первых детских контактов нет необходимости использовать обширный музыкально-игровой репертуар. Достаточно разучить с детьми несколько плясок, песенок, хороводов. Повторение уже знакомых действий под узнаваемую музыку доставляет малышам больше радости, чем разучивание новых движений. Развивая взаимодействие малышей через музыкальную игру, соблюдайте следующие правила.
- Первые контакты должны проходить в обстановке наибольшего комфорта, там, где дети часто видят друг друга, например на детской площадке.
- Приглашайте сверстника с мамой к себе в гости и ходите в гости к ним.
- Создавайте специально ситуации для общения и используйте спонтанно возникающие.
- Предлагайте доступные игры с движениями, не требующими особых усилий при выполнении.
- Сопровождайте игры песнями и музыкой с четким ритмом, короткими фразами, понятным текстом.
- Предлагайте для игры одинаковые игрушки.
- Играйте вместе с детьми, организуя и направляя их, включая в деятельность по подражанию взрослому и словесной подсказке.
- Предоставляйте относительную свободу в игре: используйте метод совместного действия, только если кто-то из детей действительно нуждается в такой помощи.
- Сделайте встречи регулярными.
Если вы прислушаетесь к нашим советам, то однажды с удовлетворением заметите, что кроха выражает радость при встрече с другими детьми и с удовольствием играет с ними, а «скандалов» становится всё меньше.
Литература:
Битус А. «Музыкальная семья»// «Пралеска»-2018 г.№8
Подготовил:
музыкальный руководитель
Юшкевич Ольга Эдвардовна
Дошкольный возраст: как формировать основы музыкальной культуры.
Музыкальная культура детей начинается с первого года жизни и до трёх лет формируется в процессе общения со взрослыми, прежде всего с родителями. Важную роль здесь играет общение ребёнка с матерью: музыка материнского голоса, ритм, темп, интонация и динамика речи и пения являются важнейшими средствами приобщения ребёнка к музыке, формирования у него устойчивого заинтересованного отношения к музыкальному искусству.
К двум с половиной – трём годам, когда ребёнок начинает овладевать речью и когда речевой слух становится своеобразным антиподом слуху интонационному, важно продолжать развитие интонационного слуха параллельно с речевым.
Таким образом, до трёх лет музыкальная культура детей формируется главным образом в домашней обстановке в процессе общения с близкими, в первую очередь с матерью. В этой связи важно, чтобы ребёнка с ранних лет окружала насыщенная положительными эмоциями музыкальная среда.
С четвёртого года жизни у детей формируется интерес к музыке и к определённым видам музыкальной деятельности, таких как слушание музыки, пение, музыкально-ритмическая деятельность, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-дидактические игры, творческая деятельность. Рассмотрим более подробно виды музыкальной деятельности детей дошкольного возраста:
Слушание музыки. В работе с детьми в основном используется программная инструментальная музыка, то есть снабженная литературной программой или названием, в котором композитор конкретизирует образное содержание произведения.
Пение. В процессе певческой деятельности у детей дошкольного возраста происходит освоение элементарных вокально-интонационных навыков. Пение способствует развитию, укреплению легких и голосового аппарата, выработке правильной осанки у детей. Слушая и исполняя песни, ребенок эмоционально откликается на них, воспринимает их художественные образы, осмысливает содержание в целом. Вокальные произведения, воздействуя на чувства, вызывают определенные отношения к тому, что в них предано, развивают нравственные качества растущей личности.
Музыкально-ритмическая деятельность. Основной задачей данного вида деятельности является интегрирование навыков координации движения и музыки, воображения и слухового восприятия звукового образа.
Игра на детских музыкальных инструментах развивает творческие способности посредством музицирования в оркестре и ансамбле. Важно заметить, что, внедряя элементарное музицирование в практику дошкольного образования, педагоги, прежде всего, находят эффективный и верный путь приобщения детей к народной музыке.
Музыкально-дидактические игры. Основной формой музыкальных занятий у детей дошкольного возраста выступает игра (ведущий вид деятельности), она способствует развитию воображения, фантазии, образно-ассоциативного мышления и речевой активности ребенка раннего возраста. Музыкально-дидактические игры закрепляют навыки слухового восприятия отдельных средств музыкальной выразительности, таких как темп, ритм, тембр, динамика, направление звучания мелодии.
Творческая деятельность детей дошкольного возраста преимущественно проявляется:
в подборе к предложенному игровому образу элементарного детского музыкального инструмента;
в импровизации мелодии, ритмического аккомпанемента, а также в звукоподражании;
в эмоциональной отзывчивости в процессе исполнения музыкального сочинения;
в озвучивании персонажей сказок;
в музыкальной рефлексии (способности ребенка передать характер мелодии с помощью жеста, цвета (графических изображений), слова). Лишь опираясь на детские музыкальные интересы и отталкиваясь от них можно ненавязчиво, без принуждения направлять развитие музыкального вкуса ребёнка, обогащать его музыкально – слуховые представления и музыкальный опыт посредством различных видов музыкальной деятельности. Результатом такой работы станет становление основ музыкальной культуры личности.
Список литературы:
Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 304 с.: ноты.
Зимина А.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Учебное пособие. М.: ТЦ Сфера, 2010. – 320 с.
Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. – 384
Подготовил:
музыкальный руководитель О.Э.Юшкевич