Мини-музей в учреждении дошкольного образования

Дата публикации: 19.06.2022

Посещение мини-музеев необходимо планировать. Оно может быть ознакомительным (общий осмотр экспозиции)  или тематическим. Например:

«Из истории белорусского костюма» (экспозиция мужских и женских костюмов различных регионов Беларуси), «Лялька беларуская» (экспозиция, посвящённая куклам наших предков изготовленных из различных материалов), «Мастерство народных умельцев» (экспозиция, на которой могут быть представлены предметы декоративно-прикладного творчества).

 

Важно помнить:

- экспонаты в мини-музее должны соответствовать возрастным возможностям детей  и особенностям их восприятия;

- при создании экспозиций следует соблюдать требования инструкции по охране жизни и здоровья детей и техники безопасности (исключить использование булавок, канцелярских кнопок, клея и т.р.);

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В МИНИ-МУЗЕЕ.

 

Для посещения музея важна предварительная подготовка ребёнка, предусматривающая следующие условия:

- при отборе экспонатов для мини-музея надо учитывать возможности каждого ребёнка;

- для рассматривания следует отбирать не более 3-4 экспонатов, так как ребёнок усваивает информацию в первые 10-15 минут;

- первую экскурсию в мини-музей следует планировать как обзорную, привлекая внимание детей к оформлению или основным предметам, составляющим коллекцию;

- нужно постоянно знакомить с тем, как экспонаты попадают в музей, акцентируя внимание на их бережном хранении;

- особое внимание следует уделить тем экспонатам, которые дети не могут увидеть в ближайшем окружении.

 

Познавательная и практическая деятельность детей в мини-музее может быть организована с использованием разных методов и приёмов.

Наглядные - наблюдение, демонстрация экспозиций в целом и отдельных её экспонатов, слайдов, иллюстраций и т.д.

Практические - опытническая деятельность, творческие задания, упражнения, моделирование и пр.

Исследовательские - прогулки и экскурсии по посёлку и его окрестностям, экскурсии в г. Минск и по родному краю, позволяющие узнать новое о родных местах и поделиться увиденным друг с другом.

Игровые - дидактические и развивающие игры, игры-драматизации, создание игровых ситуаций, введение элементов соревнования.

Словесные - рассказ педагога, беседа, чтение детской художественной и научно-познавательной литературы, вопросы к детям, пояснение, объяснение.

Анкетирование - получение информации, полезной для создания экспозиций и музейных занятий. Анкетирование помогает собрать сведения по различным вопросам, изучить мнение родителей.

Встречи с интересными людьми - расширяют круг общения, включают в сферу интересов мини-музея большее число людей, которые могут стать его друзьями.

 

Перспективным с точки зрения включения потенциала мини-музея в воспитательно-образовательный процесс является проектный метод, при котором дети приобретают практические навыки и познавательные умения при выполнении усложняющихся заданий. Проекты могут быть индивидуальными, когда педагог взаимодействует с ребёнком на творческой основе, и групповыми, когда педагог взаимодействует с коллективом детей, и каждый имеет определённое задание. В любом случае проектная деятельность направлена на активизацию развития детей, их творческой инициативы и умения самостоятельно добывать знания.

 

Работа в мини-музее будет эффективной при условии активного привлечения к ней родителей. Экскурсии, совместные праздники, конкурсы создают у детей сильную мотивацию к познанию, создавая эмоциональный фон, на котором достаточно сложные сведения усваиваются легко и непринуждённо. Совместный подбор экспонатов, оформление экспозиций способствуют стимулированию познавательной активности детей, вызывают интерес и желание узнать как можно больше.