Советы руководителя физического воспитания

Будьте здоровы

24.11.2023

«Будьте здоровы»

Гимнастика от простуды при регулярном выполнении ускоряет процесс выздоровления после простудного заболевания и восстановят работоспособность в более короткие сроки.

В холодное время года простуда, грипп, бронхолегочные заболевания бывают особенно часто. После выздоровления еще 2, а иногда и 3 недели беспокоят недомогание, слабость, быстрая утомляемость. Мы предлагаем вам гимнастику, которая ускорит процесс выздоровления и восстановит работоспособность в более короткие сроки. Выполнять упражнения следует в медленном темпе, повторяя их по 2–5 раз каждое в зависимости от самочувствия.

 Грипп и ОРВИ занимают 1 место по частоте и количеству случаев в мире и составляют 95% всех инфекционных заболеваний. Ежегодно в мире заболевает до 500 млн человек.

 

Комплекс упражнений

  1. Исходное положение (и. п.) – лежа на спине (на кровати), ноги вместе, руки вдоль туловища. Вдох – развести руки в стороны, выдох – вернуться в и. п.
  2. И. п. – то же, ладони лежат на боковых поверхностях грудной клетки. На вдохе ладонями надавить на грудную клетку, препятствуя ее движению. На выдохе произвести ладонями толчкообразные движения на уровне нижних ребер, способствуя более полному выдоху.
  3. И. п. – лежа на боку. На выдохе согнуть ногу в коленном суставе и с помощью рук подтянуть к подбородку, наклоняя голову, на вдохе вернуться ви.п. Это же движение выполнить лежа на другом боку.
  4. И. п. – сидя на стуле. Вдох – развести руки в стороны, выдох – обнять себя руками и слегка наклониться вперед.
  5. И. п. – то же. На выдохе наклониться вперед и левой рукой достать носок правой ноги. На вдохе вернуться ви.п. Это же движение выполнить другой рукой.
  6. И. п. – то же. На вдохе с помощью рук подтянуть левое колено к груди. На выдохе вернуться в и. п. Это же движение выполнить другой ногой.
  7. И. п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены. Вдох – поднять руки вверх и прогнуться в пояснице, выдох – вернуться в и. п.
  8. И. п. – то же. На выдохе, произнося звук «ха», наклониться вперед и свободно свесить руки. На вдохе вернуться в и. п.
  9. И. п. – то же. На вдохе с помощью рук подтянуть колено к груди. На выдохе вернуться в и. п.
  10. И. п. – то же. На выдохе присесть и обнять колени, на вдохе вернуться в и. п.

Замечания:

  1. Противопоказаниями к гимнастике являются:
  • плохое самочувствие;
  • температура тела выше 37,5 градусов Цельсия.
  1. Начинайте выполнять гимнастику, находясь на постельном режиме, с первых 3 упражнений лежа на кровати – 3–5 раз в день. По мере улучшения самочувствия добавьте в комплекс упражнения в и. п. сидя на стуле и стоя (№ 5–10).
  2. При выполнении упражнений вдох делайте носом, а выдох – через губы, сложенные трубочкой.
  3. Если при выполнении какого-либо упражнения возникнет кашель, то необходимо сначала полностью откашляться, а затем продолжить гимнастику.

Источник: zdorovbudu.ru

 

свернуть

Закаливание детей дошкольного возраста

23.08.2023

Закаливание детей дошкольного возраста

Как вырастить своего ребенка крепким и здоровым? Как защитить его от всех болезней мира? Эти вопросы беспокоят каждую маму и каждого папу. Ответ один: повысить иммунитет, улучшить естественные защитные механизмы. Ни один чудо-препарат не может заменить то, что дано матушкой-природой. Почему в одном и том же детском коллективе один малыш сразу заболевает, как только на него кто-то чихнул? А другой за целый год даже не кашлянет?

Защитные механизмы детского организма до конца не сформированы. Единственный и самый эффективный способ их тренировки – закаливание детей дошкольного возраста. Для достижения максимального результата начинать нужно с раннего возраста.
Что такое закаливание - это адаптация организма к холодным воздействиям. Данное определение очень примитивно и не раскрывает всей сути понятия. 
Закаливание детей дошкольного возраста характеризуют следующие положения -это система определенных процедур в ритме дня. Своего рода, образ здоровой жизни, который родители закладывают своему ребенку, определяя формирование его мышления и дальнейшей деятельности. Это не самоцель. Оно является средством укрепления и сохранения здоровья ребенка.
Основные принципы закаливания детей дошкольного возраста:
 Регулярность процедур (ежедневные занятия в одно и то же время);
 Постепенность процедур (поэтапный переход от более слабых форм закаливания к более сильным);
 Чередование общих процедур с местными (невозможно достичь желаемого эффекта, ежедневно только растирая грудь холодной водой);
 Использование для закаливания всего, что предлагает природа (земли, воздуха, солнца, снега, воды);
 Комплексность процедур (это не только обливание водой, это и прогулки на свежем воздухе, и катание на лыжах, и плавание, и бег, и баня);
 Процедуры должны вызывать у ребенка только положительные эмоции
Общие правила закаливания:
 Одевать ребенка по погоде, в особо холодные дни – чуть теплее себя (дорогие родители, детей не нужно кутать; «чуть теплее» вовсе не означает больше на две кофточки);
 Укладывать малыша спать в хорошо проветренной комнате. 
(ночная температура в помещении для сна должна быть на два-три градуса ниже, чем дневная;)
 После сна ополаскивать лицо и кисти прохладной водой;
 Ежедневно гулять с ребенком на улице (независимо от погоды);
 в помещении ребенок должен находиться в легкой одежде.
 Если малыш болел, он должен полностью восстановиться после болезни.
Закаливание детей в домашних условиях:
Проводя любые закаливающие процедуры, необходимо ориентироваться на состояние ребенка. Если малыш колотится от холода, Вы явно переборщили с этим самым холодом. Каждый ребенок индивидуален, поэтому при проведении закаливающих процедур и выборе температур нужно ориентироваться именно на свое чадо.
Итак, есть разные методики и правила закаливания детей дошкольного возраста:
Воздушная ванна по утрам в одних трусиках. В течение десяти-пятнадцати минут при открытой форточке сделайте с ребенком гимнастику.
Умывание до пояса. Сначала теплой водой мойте ребенку лицо, руки до локтя, шею, грудь, спинку. Постепенно температуру воды снижайте. После умывания промокните полотенцем крупные капли воды. Растирать и массажировать не нужно. Умываться необходимо утром и вечером.
Полощите ежедневно нос, рот и горло теплой водой. Если ребенок часто болеет, используйте для полосканий травяные отвары (с ромашкой, календулой, шалфеем, мать-и-мачехой, березовыми почками) или раствор морской соли (чайная ложка на стакан воды). Как полоскать нос? Наберите в ладошку воды и дайте ребенку втянуть ее носом. Затем – высморкаться. И так несколько раз. Дети спокойно выполняют эту процедуру с четырех лет.
Позволяйте малышу периодически ходить босиком. Сначала в носочках по пушистому ковру. Затем – без носочков. Летом обязательно разрешайте ребенку ходить босиком по песку и траве (конечно, на безопасных участках). Хождение босиком по улице не только отличная процедура, но и хорошая профилактика плоскостопия.
Закаливание водой. Постепенно начинайте обливать стопы холодной водой утром и вечером.
Ежедневно гуляйте с ребенком. Ходите пешком в парк, в лес. Четырехлетний малыш вполне способен двигаться на своих ногах без перерыва до сорока минут. Используйте эти его способности.
Детки любят кататься зимой на санках с горы. Пусть катаются в свое удовольствие! Только не тащите его санки на гору сами. Ребенок должен двигаться, чтобы не озябнуть. Приучайте малыша и к другим зимним забавам: к лыжам (с четырех лет можно начинать учить, сначала без палок), к конькам (профессиональные спортивные клубы принимают детей с четырех лет). И еще. Завязывать шарфом рот и нос нельзя. Заставляйте ребенка дышать носом.
 
Авторы:Т. В. ПразниковаВ. П. Празников "Закаливание детей дошкольного возраста"
 
свернуть

Поход выходного дня

19.05.2023

ПОХОД ВЫХОДНОГО ДНЯ

Такие прогулки – походы помогают восполнить недостаток общения детей и родителей. В эти походы дети и родители идут вместе (братья, сестры и родители).

На начальном этапе организации семейных прогулок – походов необходимо разработать маршрут, составить сценарий, решить организационные вопросы. Выбирается вид похода, определяется день и время его проведения, учитываются возможности родителей. Накануне похода дети могут получить письмо (заранее подготовленное родителями как сюрприз) с прилагающимся к нему маршрутным планом.

В день похода первыми на место основного привала отправляются костровые.

Костровые – это два-три  папы, которые выбирают место для костра, заготавливают дрова, пекут картофель, подготавливают место для отдыха детей. Остальные туристы – дети и, родители – собираются в условленном месте и отправляются по маршруту. В лесу их  могут встречать сказочные герои с заданиями и играми ( игрушки или  переодетые старшие дети). Дети преодолевают полосы препятствий, чтобы добраться до конечного пункта маршрута бивака. Там их ожидают сюрпризы, клады, сказочное дерево, волшебная елочка и т.п. Все туристы собирают ветки для костра, организуют «общий стол», играю в разные игры, пьют чай и едят печеный картофель. Перед уходом дети вместе с взрослыми собирают личные вещи и убирают место стоянки. Костровые вместе с детьми тушат костер. Очень важно в процессе похода заострять внимание детей на том, что лес – наше богатство, источник жизни и здоровья, дом для диких животных и птиц, и его необходимо беречь и охранять. В процессе похода с детьми можно рассмотреть, какие деревья и растения растут в лесу, уточнить, какую пользу они приносят человеку. Возвращаться из похода можно малыми группами или организованно до условного места, а затем разойтись по домам.

В семейных прогулках- походах важную роль играют отцы. Их участие в прогулках – походах разноплановое – заботливые костровые, сильные и ловкие, организаторы полосы препятствий, строгие, но доброжелательные судьи, азартные участники игр или артистичные исполнители сказочных героев.

Часто дети даже не представляют, что их папы и мамы умеют играть в футбол, волейбол; что они когда-то занимались спортом. Увидев родителей в новой роли, дети пересматривают своё отношение к ним, начинают испытывать за родителей гордость. И родители тоже видят своих детей совсем иными – ловкими, подвижными, знающими, умеющими совсем не так мало, как им казалось.

Дети в туристическом походе приобретают опыт преодоления препятствий (переправа через ручей при помощи бревна, приготовление пищи на костре).

Главный эффект от прогулок – походов – это укрепление здоровья, развитие физических качеств: силы, ловкости, выносливости, приобретение детьми коммуникативного опыта, гармонизация отношений родителей с детьми, создание взаимопонимания в группе единомышленников.

Источник: М.А.Рунова "Двигательная деятельность в детском саду"

 

свернуть

Дыхание, сон и здоровье

15.02.2023

ДЫХАНИЕ, СОН И ЗДОРОВЬЕ

Дыхание, как «опора жизни», влияет на все физиологические процессы, происходящие в организме, на физическое и психиче­ское состояние, умственную деятельность.

Сон — одна из важнейших функций организма. Это не просто отдых организма, но и особое состояние, когда организм дает раз­рядку подсознанию в виде сновидений. Известно, что в головном мозге есть центр сна. Это группа клеток мозга, которая регулиру­ет циклы «сон» и «бодрствование».

Длительность сна с возрастом постепенно сокращается: 15-20 часов — в первые 6 месяцев; 14-16 — второе полугодие 1-го года жизни; 12—14 часов — к 2 годам; до 10 часов в сутки с индивидуальны­ми колебаниями — в дошкольном возрасте.

Нарушения сна у детей могут быть следствием:

  • переедания перед сном или недостаточного насыщения, ки­шечной колики, болей в животе, связанных с состоянием желч­ного пузыря (дискинезия, камни), заболевания желудка (гастрит, язвенная болезнь);
  • психогенных причин (страх расставания с мамой, стресс при первичном поступлении в дошкольное учреждение с после­дующей адаптацией);
  • тяжелых впечатлений от телевизионных передач, частых шумных скандалов в семье со взаимными оскорблениями взрос­лых членов семьи;
  • недоброжелательного отношения к ребенку или коллективу детей со стороны персонала дошкольного учреждения. Сон тревожный, укороченный, если помещение душное, непро­ветренное. Перед сном рекомендуется занять детей спокойными играми, провести теплую гигиеническую процедуру, общую или местную (исходя из условий), сменить одежду, затенить окна.

На третьем году жизни повышается работоспособность нервной системы, поэтому активное бодрствование удлиняется до 6-5 часов, а суточное количество часов сна уменьшается до 13—12. Дневной сон детей начала третьего года жизни и физически ослабленных детей более старшего возраста удлиняется до 3-3*5 часов.

В среднем временная норма засыпания — 30 минут. Однако мо­жет быть и моментальное засыпание, как только голова коснулась подушки. Оно может продолжаться более 30 минут при отсутствии каких-либо жалоб на здоровье.

Засыпанию мешают впечатления событий дня, болевые ощущения, переполненный пищей на ночь желудок, подпирающий диафрагму; которая, в свою очередь, оказывает давление на сердце и вызываем тревожные сновидения пробуждение от сердцебиения, тревоги, волнения и даже страх иди просто неприятное ощущение в области сердца.

Для обеспечения спокойного сна следует выполнять несколько правил:

  1. Укладывать спать ребенка в одно и то же время, что форми­рует рефлекс засыпания.
  2. За полтора часа до сна — никакой волнующей информации, не повышать голос.
  3. Ужин ребенка — не позднее, чем за час до сна. При заболе­ваниях желудочно-кишечного тракта рекомендуется дать ребенку на ночь яблоко (симеринка, антоновка), в котором много пектиновых веществ, благотворно действующих на пищеваритель­ные органы, или кефир, теплого некрепкого чая, воды или теплого молока с чайной ложкой меду (при переносимости меда ребен­ком).
  4. Прогулка перед сном — полезная для здоровья привычка: ходьба в форме спокойной игры, катание на прогулочных или спортивных снарядах в зависимости от сезона года улучшают ки­слородный баланс организма, необходимый для качества- сна и здоровья.
  5. Полезны перед сном оздоровительные процедуры — теплый душ, общая теплая ванна или тёплая ножная ванна (37-38ºС, 8-10 минут).
  6. Постель не должна быть слишком мягкой, перегревающей. Ось лежащей головы должна быть продолжением оси тела, чтобы голова не сгибалась в области шеи.

Выполнение этих правил способствует быстрому засыпанию и спокойному сну. Во время сна организм, освободившись от кон­троля и вмешательства сознания, получает возможность интегри­ровать все происходящие в нем процессы, решать проблемы саморегуляции.

Для нормализации сна необходимо устранить раздражители, орга­низовать прогулки и закаливающие процедуры перед сном. Этого, как правило, бывает достаточно. В редких случаях приходится использо­вать успокаивающие настои, запахи седативных эфирных масел, аутотренинг. Каждый конструирует свой аутотренинг. Ребенку можно предложить вспомнить речку и плывущий по воде цветок, лист дерева или другой предмет, который сохранился в его памяти. Реже всего следует прибегать к успокаивающим средствам  (раствор натрия бромида 2% 5— 10мл 2— З раза в день на прием, настойка валерианы по 1 капле на год жизни 3-4 раза вдень, настой валерианы (4-6 г на 200 мл кипятка) по 5-1 б мл 3-4 раза в день или экстракт травы пустырни­ка по 5-1 5 капель 2-3 раза в день).

Правильно составленный режим может обеспечить здоровье, пра­вильное развитие организма и высшей нервной деятельности детей, их хорошее самочувствие и активное поведение. Следует помнить, что расстройство сна может быть симптомом какого-то заболевания, и леч­ить необходимо это расстройство, а сон тогда придет в норму самостоя­тельно.

М.Н.Кузнецова "Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ"

 

 

 

 

свернуть

Спорт дома

25.01.2023

СПОРТИВНЫЙ УГОЛОК В ВАШЕЙ КВАРТИРЕ

В домашнем спортивном уголке можно позаниматься в любое свободное время, не тратя его на дополнительные переезды к месту занятий. Совместные занятия родителей с детьми в домашнем спортивном уголке формирует у них устойчивую привычку к двигательной активности. А это ведет к укреплению здоровья детей, повышению уровня их физического развития, интеллектуальному становлению личности.

    Спортивный уголок – это место в квартире, отведенное для занятий физическими упражнениями и оборудованное спортивными снарядами и тренажерами. Он может включать такие спортивные снаряды, как гимнастическая стенка, перекладины, разнообразные тренажеры, гимнастический ролик, диск здоровья, эспандеры. Минимальная площадь спортивного уголка – 2 кв.м. Здесь должен лежать коврик для занятий лежа. В удобном месте желательно повесить зеркало, перед которым полезно выполнять упражнения, контролируя правильность движений, напряженность мышц, свой внешний вид во время занятий.

    Гимнастическая стенка – позволяет выполнять разнообразные упражнения с применением виса, упоров, лазания. На перекладине можно выполнять разнообразные упражнения в висе на руках – подтягивание, поднимание ног, перевороты (для развития мышц плечевого пояса и спины). Гимнастический ролик представляет собой колесо диаметром 10-12 см, надетое на ось с ручками. Занятия с гимнастическим роликом способствуют развитию и укреплению мышц плечевого пояса, спины, брюшного пресса. Они улучшают осанку и позволяют избавиться от излишних жировых отложений, особенно в области живота.  

 В оздоровительных целях и для общей физической подготовки достаточно заниматься через день в течении 30 мин., выполняя на одном занятии 8-15 упражнений. В последнее время большое распространение получили спортивно-игровые комплексы, которые могут быть расположены как в комнате, так и в коридоре. Чтобы занятия на домашнем спортивном уголке принесли пользу здоровью, необходимо правильно дозировать физическую нагрузку: длительность интервалов отдыха между упражнениями, количество отдыха между упражнениями, количество повторений между упражнениями. Поэтому во время самостоятельных занятий важно придерживаться основных методических правил и рекомендаций, которые позволяют избежать ошибок. Следует учить и всегда иметь под рукой специальную литературу, где в доступной форме излагаются основы методики.

Литература: В.О.Скрижалев "Стадион в квартире"

 

свернуть

Тренировка для ума

04.01.2023

Тренировка для ума. Физкультура улучшает работу мозга у детей

Ученые впервые нашли доказательство того, что физические упражнения повышают скорость и качество межнейрональных связей у детей. Ранее в научном мире было получено множество свидетельств о том, что дети, отличающиеся большей физической активностью, лучше успевают в школе. Теперь ученые из Иллинойского университета в Урбана-Шампейне обнаружили, что такие дети имеют большие объемы белого вещества в мозге, чем их менее активные сверстники. Об этом пишет «Российская газета».  Области, где отмечалось большее количество белого вещества, отвечают за внимание и память и важны в образовании связей между различными частями мозга. Предыдущие исследования изучали влияние физических упражнений на размеры и объем отдельных образований в головном мозге, например, гиппокампа, ответственного за память. Новые исследования смогли продвинуться дальше и выяснить, что физические развитие может приводить к улучшению качества белого вещества в мозге, которое отвечает за перенос сигналов нейронов в различные его участки.

В планах ученых не было цели проверить когнитивные способности учащихся, хотя результаты более ранних исследований говорят о связи между качеством белого вещества и, например, способностями к математике. Проведенное ныне исследование доказало, что физическая активность, вероятнее всего, может считаться важной составляющей в поддержании активности головного мозга и способности детей к обучению. Ученые надеются, что результаты их исследования смогут повысить интерес к активному образу жизни.

http://letidor.ru/article/fizkultura_uluchshaet_rabotu_m_128466/

свернуть
Меню раздела