Использование логоритмических упражнений  в режиме дня

Использование логоритмических упражнений в режиме дня

14.02.2023

«Использование логоритмических упражнений 

в режиме дня»

В системе развития личности ребёнка особое место занимает развитие речи и психомоторных функций. Речевое развитие тесно связано с интеллектуальным и психическим развитием. В настоящее время отмечается резкое увеличение детей с отклонениями в психомоторном и речевом развитии. Существенные нарушения в фонетико-фонематическом, лексико-грамматическом строе речи и моторной функции детей служат серьёзными препятствиями для овладения ими программой дошкольного учреждения, а в дальнейшем и программой начальной школы.

В настоящее время, традиционные общепринятые психолого-педагогические методы во многих случаях перестали приносить желаемые результаты и в процессе обучения, и в процессе направленной коррекции. Одним из современных методов решения данной проблемы является логоритмика.

Логопедическая ритмика- коррекционная методика обучения и воспитания лиц с различными аномалиями развития, в том числе и речевой, средствами движения, музыки и речи. Логоритмика является доступной и универсальной формой направленной коррекции речевой и психомоторной функций детей.

          Основная цель логоритмики – преодоление речевого нарушения путём развития и коррекции двигательной сферы. В соответствии с целью определяются основные задачи логоритмики: коррекционные, образовательные и воспитательные.

          К коррекционным задачам относятся: преодоление основного речевого нарушения, развитие дыхания, голоса, артикуляции, а также развитие и совершенствование основных психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической и артикуляционной).

          В образовательные задачи входит знакомство с разнообразием движений, формирование двигательных навыков и умений, понятие о пространственной организации тела, о некоторых музыкальных терминах при формировании чувства ритма (музыкальный метр, размер, темп, регистр).

         К воспитательным задачам относятся воспитание и развитие чувства ритма музыкального произведения и собственного ритма движений, воспитание способности ритмично двигаться под музыку и критически относиться к своим движениям и к речи.

          На логоритмических занятиях развитие психомоторики осуществляется на неосознанном, непроизвольном уровне. Развитие двигательной сферы в дальнейшем помогает организовать речь. Все навыки, полученные на логоритмических занятиях, закрепляются на речевом материале.

Для понимания содержания понятия логопедической ритмики необходимо определить, что такое ритмика вообще и для чего она нужна.

         В процессе жизни организм человека совершенствуется структурно и функционально, изменяет и приспосабливает среду. В основе движения лежит двигательное умение и двигательный навык.

         Каждое движение осуществляется в определённом ритме. В педагогическом аспекте ритмика – это система физических упражнений, построенная на связи движений с музыкой. На ритмических занятиях развивается чувство ритма – способность улавливать чередование сильных и слабых долей музыкального метра и воспроизводить ритмический рисунок в движении; постукивание ногой, качание головой, размахивание рукой. Без телесных ощущений ритма не может быть воспринят ритм музыкальный, который имеет и моторную и эмоциональную природу. Музыкально-ритмическое восприятие строится на основе развития музыкально-ритмического чувства – способности активно переживать и отражать в движении временной ход музыкального произведения.

          В использовании логоритмики ритмической основой для выполнения движений является стихотворный текст, а двигательный компонент помогает лучше запомнить текст самого стихотворения. Ритм стихотворной строки согласовывается с движением рук, ног, туловища, с помощью чего нормализуется темп и ритм речи, развивается словарь.

          Музыка, сопровождающая упражнение, влияет также на качество исполнения, улучшает пластичность движений, придаёт им мягкость и выразительность, развивается слуховое восприятие.

          Для более успешного проведения занятий необходимо выполнять следующие условия:

- наиболее благоприятным является взамодействие на занятиях трёх специалистов (логопеда, музыкального руководителя, воспитателя), причём первое занятие может проводить логопед, второе занятие проводит воспитатель;

- занятие проводится с опорой на лексические темы, темы по развитию звукопроизношения;

- все упражнения выполняются по подражанию;

- игровая форма проведения занятий;

- содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков;

- упражнения направлены на согласование речи с движением;

- занятия проводятся не реже двух раз в неделю;

- продолжительность занятия для детей 6-7 лет – до 40 минут.

- светлое, просторное помещение; дети занимаются в мягкой обуви и свободной одежде, не стесняющей движения;

- нагрузка в течение занятия необходимо распределять равномерно и учитывать возможности каждого ребёнка.

       Как известно, ведущая деятельность детей дошкольного возраста – игра, поэтому все занятия по логоритмике необходимо организовывать с использованием игровых приёмов. Например, в занятия включать сюрпризные моменты, так необходимые для поддержания интереса детей. К детям могут приходить «ожившие» игрушки бибабо и куклы для пальчикового театра. На занятиях по логоритмике можно использовать различные предметы – мячи, ленты, флажки, палочки, самодельные музыкальные инструменты, а так же разнообразные звучащие игрушки. Выполнение упражнений с предметами требует от детей ещё большей концентрации внимания, что благоприятно сказывается на результате работы.

 

Список литературных источников

  1. Е. Гаева Программа Элементы логоритмики на музыкальных занятиях для детей дошкольного возраста.- 2014
  2. М.Ю.КартушинаЛогоритмические занятия в детском саду.
  3. Кныш В.А., Комар И.И., Лобан Е.Б., Дудик Ю.В. Логоритмические минутки. Тематические занятия для дошкольников.
свернуть