Методическая копилка

Дата публикации: 26.01.2024

Консультация для воспитателей старших групп

«Мотивационная готовность детей старшего дошкольного возраста

 к обучению в школе»

 

          Мотивация - мотивы, побуждающие к деятельности, вызывающие активность и определяющие ее направленность. Каждой возрастной ступени присущи свои виды деятельности, побуждаемые определенными мотивами. В старшем дошкольном возрасте ребенок резко меняется: совершенствуются психофизиологические функции, возникают сложные личностные новообразования, наблюдается интенсивное развитие познавательных мотивов, связанных непосредственно с учебной деятельностью, возникает потребность в интеллектуальной активности и овладении новыми умениями, навыками и знаниями.

          Основой для формирования мотивов учебной деятельности являются любопытство и любознательность, которые теснейшим образом связаны со стремлением к узнаванию нового. Это качество – при умелом руководстве –может перерасти в жажду знаний, потребность к познанию.

          Однако есть дети (и их немало), у которых это прирожденное свойство не становится стимулом к учению. В работе с такими детьми необходимо использовать мотивы- стимулы в форме побуждения, а также одобрения стремления к узнаванию нового в наблюдаемых предметах, явлениях. Эффективными являются и такие приемы, как сопоставление предметов, явлений, а также соединение интересного и малопривлекательного в обучении.

Мотивы- стимулы могут развиваться и в процессе ответов на любые детские вопросы. Взрослым необходимо серьезно относиться к вопросам ребенка и, отвечая на них, побуждать к новым вопросам – это приучает детей быть не пассивными слушателями, а открывателями нового, пока неизведанного им.

Недопустимо безразличное, равнодушное, пренебрежительное отношение к вопросам детей, высмеивание как самых вопросов, так и детей, их задающих, а также, небрежные, а порой и неверные ответы- отмахивания. Это способно погасить любопытство еще в зародыше и привести к тому, что дети перестанут задавать вопросы. А ведь для них так естественно, взглянув на какой- нибудь предмет, сразу же спросить: что это такое? Зачем? Почему?

Не торопитесь отвечать на вопрос - заставьте ребенка самого поразмыслить о предмете, явлении. Покажите ему в наблюдаемом характерные и существенные признаки, которые он сам не может выделить. Иногда целесообразно задать ребенку ряд встречных, чтобы подвести его к самостоятельному ответу. Многие воспитатели умело используют ответы на вопросы как мотив действий, поступков детей.

К примеру, воспитанники старшей группы наблюдали за черепахой. Их внимание привлекли ее складчатая шея, маленькая голова, грубый роговой панцирь. У детей возник вопрос: почему у черепахи все такое необычное? Воспитатель не ответил, а лишь легонько ударил по панцирю- черепаха втянула голову, собирая складчатую шею. Так дети нашли ответ на свой вопрос: «Панцирь- защита черепахи».

При обучении традиционными методами, направленными на сообщение детям в занимательной форме различных сведений без выделения существенных связей между явлениями и предметами, вопросы детей чаще всего являются уточняющими. Они не отражают активного преобразования и использования знаний. Это вопросы типа: что это? Как это называется? Когда это было? И т.п. Этот уровень любознательности отражает проявление интереса к простому увеличению, уточнению знаний. Эффективность таких знаний для умственного развития детей невелика: они перегружают память запоминанием второстепенного, несущественного. Такие знания быстро забываются, с трудом переносятся на другие виды деятельности.

Если детям раскрывают существенные связи, зависимости, закономерности в изучаемых предметах и явлениях, у них возникают \вопросы по поводу причинно- следственных отношений между предметами, явлениями природы и общественной жизни. Эти вопросы выражают действие ребенка, направленное на удовлетворение любопытства, углубленное познание изучаемого или наблюдаемого предмета, явления.

Особой формой удовлетворения любознательности является использование в работе с детьми фантастических образов, небылиц, «перевертышей». Повседневно наблюдаемые предметы и явления в силу их обыденности часто не дают ребенку возможности осознать связи и зависимости между ними. Фантастические образы, рассказы о небывальщине противопоставляются конкретному жизненному опыту ребенка и выступают как мотивы- стимулы, возбуждающие повышенный интерес и стремление рассуждать и спорить в процессе осознания уже известного или познания нового.

В формировании мотивов учебной деятельности большое значение имеет интеллектуальная активность детей на занятиях. Одним из условий развития интеллектуальной активности является обучение детей умению выделять, понимать и решать умственные задачи.

К концу дошкольного возраста у детей пропадает интерес к «головоломке» (к игре, по условиям которой предусматривался выигрыш за удачное решение), и ведущим мотивом учебной деятельности становится, как правило, мотив учиться решать учебные задачи, понимать их содержание.

Итак, наибольшую побудительную силу к учению, проявлению настойчивости для младших детей имеют задачи игрового содержания, для средней группы- трудового, а для старших дошкольников- собственно интеллектуальные задачи. Появление новых познавательных мотивов, отличных от мотивов игры или практической деятельности, расширяет возможности подготовки детей 6-7 лет к обучению в школе, делает доступным систематическое и сознательное усвоение ими новых знаний, обеспечивает развитие интеллектуальной активности.

Обучение детей учиться имеет два принципиально важных аспекта. Во- первых, умение учиться необходимо с точки зрения подготовки к школе              (обучение в школе требует от ребенка умения учиться, без которого усвоение знаний и навыков, предусмотренных школьной программой, становится труднодостижимым). Во- вторых, желание учиться значительно повышает интерес к обучению, а желание научиться решать умственные задачи является стимулом познавательной активности.

Обучение детей умению видеть и понимать умственную задачу, использование разных способов, побуждающих к творческому выполнению задания, выделение предмета познания- все это способствует повышению познавательной активности ребенка, выступает сильным побудительным мотивом развития навыков учебной деятельности.

Работа по формированию мотивационной готовности детей дошкольного возраста должна учитывать следующие положения:

- значимость подготовки ребенка к школе;

- значимость психологической готовности к школьному обучению;

- мотивационная готовность как один из важнейших компонентов  

            психологической готовности;

          - формирование эмоционального положительного отношения к школе.

           Для формирования мотивационной готовности детей к школе эффективно использовать следующие мероприятия:

  1. Прогулка к зданию школы.

Цель: формирование представлений о Дне знаний- празднике всех школьников в начале учебного года.

          Воспитанникам необходимо рассказать о том, что дети в шесть- семь лет поступают в школу, их называют учениками, учит их педагог (учитель), обучение в школе проходит на уроках, начало и конец которых возвещаются звонком. Вызвать интерес и положительное отношение к школе.

  1. Экскурсия в класс.

Цель: формирование первых представлений воспитанников об обучении в первом классе.

           Познакомить детей с учителем, правилами поведения в школе. Вызвать интерес к труду учителя, эмоционально положительное отношение и к труду учителя, и к нему самому.

  1. Сюжетно- ролевая игра «Школа».

          Цель: закрепление в игре представлений, полученных при посещении школы. Закрепление умений распределять роли, выстраивать сюжетные линии. Углубление интереса и положительного отношения к ней. 4.       Занятия по математике.                                                                                                  

          Цель: уточнение представлений о том, что семь дней составляют неделю, а каждый день имеет свое название. Закрепление   навыка      порядкового счета. Поддержка  интереса  к  решению   задач  путем   создания ситуации успеха.

  1. Знакомство с букварем.

          Цель: ознакомление детей с самым первым учебником в их жизни.

Воспитание желания узнать буквы, чтобы научиться читать. Развитие умения      выделять звук из слова и определять его место в слове. 6.       Экскурсия в школьную библиотеку.         Цель: ознакомление с трудом библиотекаря, показать значимость его труда. Формировние любви к книгам и бережное отношение к ним. Углуб-ление интереса к обучению в школе. 7. Досуг совместно с первоклассниками. Показ первоклассниками театра- лизованного представления.         Цель: Создание радостной и доброжелательной атмосферы. Продолжение формирования положительного отношения к учителю, ученикам, школе.

 

Подготовила:

заместитель заведующего по основной деятельности    Н.Н.Кухорева

 

Источники подготовки:

  1. http://mp.minsk.edu.by/ru/main.aspx?guid=2681
  2. https://mir.pravo.by/edu/psychological+assistance/gotovnost-k-chkole/