Консультация для родителей
«Поведение ребенка в общественном месте»
Общественные места - так называют те места, в которых собирается много народа. Незнакомые люди вынуждены находиться и что-либо делать вместе, переговариваться, отвечать на вопросы, помогать друг другу. Например, в театре вместе смотрят спектакль, в автобусе - едут, в магазине - покупают продукты или вещи. Люди разные, и от того, как они относятся к окружающим, доброжелательно или, наоборот, грубо и зло, зависит наше настроение и даже здоровье.
Давным-давно люди придумали правила поведения в общественных местах. Вспомните, какие из этих правил вы знаете.
Вежливый человек везде и всегда старается вести себя так, чтобы не создавать неприятностей себе и окружающим: не толкнуть и не ударить проходящего, не сказать обидное слово незнакомому, помочь нуждающемуся.
Помните: чем больше ты любишь, тем больше любят тебя, чем больше ты помогаешь, тем больше помогают тебе.
Если вы случайно толкнули кого-то или задели рукой, скажите ему: «Извините, я случайно задел вас», «Простите, я нечаянно». Добрые слова сближают людей, помогают перенести боль и неудобство. Человек, которому принесли извинения, как правило, больше не сердится, он понимает: вы это сделали не нарочно.
КАК МЫ ВЕДЕМ СЕБЯ НА УЛИЦЕ
Кто из ребят не любит гулять! На улице всегда интересно: встречаются знакомые и друзья, куда-то проезжают разные машины, высокие дома и большие деревья окружают нас со всех сторон. Весело гулять с друзьями, бегая друг за другом, прыгая через веревочку, перекидываясь мячом.
Улица - это еще и общественное место.
Когда мы спешим и нам необходимо обогнать идущих впереди, обойдем их слева, посередине тротуара. Если дорожка узкая и обойти невозможно, попросите: «Разрешите, пожалуйста, пройти».
Против людского потока идти сложно: вы мешаете людям и всех толкаете. Чтобы такого не происходило, для машин и пешеходов установлено направление движения. В нашей стране оно правостороннее. Это значит, что человек идет по правой стороне тротуара, дорожки, тропинки, а встречные пешеходы идут слева от него.
По поведению людей на улице можно понять, как они относятся к своим спутникам. Мужчина, знающий правила этикета, всегда помогает спутнице: несет тяжелую сумку, поддерживает женщину, если ей трудно идти, оберегает ее от неприятностей. Понаблюдайте, как идут вместе мама и папа.
Гуляя с ребенком на улице, можно поиграть в развивающие игры, которые помогут закреплению правил хорошего поведения в детском сознании.
В АВТОБУСЕ И В МЕТРО
Однажды в автобусном парке после трудного рабочего дня разговорились автобусы. Они обсуждали нас, людей. С раннего утра до позднего вечера автобусы перевозят пассажиров в разные концы города. Они очень наблюдательны и хорошо знают, какими мы бываем.
- О-о-о, - ворчал старый автобус, - посмотрите на мои сиденья: все изрезаны. Посмотрите на мои двери: их бьют ногами и руками. Это делают люди! А как они ведут себя внутри меня! Можно подумать, что они не знают, как вести себя в транспорте.
- Да-да-да, - поддержали старика другие автобусы, - мы не хотим больше перевозить грубых, невоспитанных пассажиров. Мы уйдем из города. Раз не хотят нас беречь, пусть обходятся без нас.
Вы догадались, что сделали автобусы? Поздно ночью, когда жители спали, все автобусы уехали из города.
Горожане не могли обойтись без транспорта. Как попасть на работу на другом конце города? Как отвезти детей в детский сад? Как добраться до рынка? Как попасть в гости к друзьям? Люди на автобусных остановках ждали, когда придет автобус.
В городе началась суматоха: рабочие опоздали на заводы, строители - на стройплощадки, учителя - в школы, врачи - в поликлиники и больницы. Как вы думаете, можно жить в городе, в котором все опаздывают и даже совсем не приходят туда, где их ждут?
Все автобусы собрались на большой площадке за городом. Им без людей тоже было плохо: кто протрет их окна и сиденья, кто помоет им крыши и двери? Но самое главное, автобусы хотели работать. Им нравилось перевозить пассажиров. Что же делать? »
Старый автобус предложил направить кого-нибудь к жителям для переговоров. И вот молоденький автобус направился к людям, чтобы сказать им: автобусы вернутся в город только тогда, когда жители научатся правильно вести себя в городском транспорте: в автобусах, троллейбусах, трамваях и даже в метро.
Пришлось жителям города вспомнить эти правила и записать, чтобы никто не забыл. Но выучить правила недостаточно, важно понять, почему они необходимы, и выполнять их.
Как вы думаете, легче войти в переполненный или свободный автобус? Вот и правило: сначала из него выходят пассажиры, затем в него входят.
Войдя, не останавливайтесь у двери, пройдите в салон автобуса, троллейбуса, трамвая, вагона метро, чтобы не мешать входить другим. Вежливый человек всегда поможет другим и пропустит впереди себя пожилого, инвалида, маму с малышом на руках. Им труднее, чем остальным, войти в транспорт.
Обязательно уступим место тем, кому трудно стоять.
Как вы думаете, правильно ли, если мама стоит, а сын сидит? Возможно, он очень устал или у него болит нога, а маме хочется усадить своего ребенка поудобнее, чтобы он отдохнул. Мамы всегда стараются помочь своим детям. Но внимательный сын постоит, предложив маме место. Мальчик, считающий себя настоящим мужчиной, обязательно уступит место в транспорте маме, бабушке, другим женщинам и девочкам.
В автобусе или вагоне метро мы сидим, не расставляя локти и колени. Развалившийся на сиденье и выставивший в проход ноги доставляет окружающим неудобство.
В транспорте, как и на улице, нельзя громко разговаривать или кричать, оставлять после себя грязь, вставать на сиденье ногами или ставить на него грязные вещи. Словом, нельзя делать то, что неприятно окружающим. Ваши вежливость и внимание помогут увидеть пассажира, нуждающегося в помощи.
Если все мы будем так поступать, то из нашего города никогда не уедут автобусы. Как вы думаете, вернулись ли автобусы назад к людям? Придумайте окончание сказки и расскажите своим близким.
Для взрослых
Поездки с родителями в общественном транспорте дают возможность ребенку использовать знание правил поведения в реальной жизни. Он внимательно наблюдает и анализирует поведение взрослых, особенно близких, вступает в контакт с незнакомыми пассажирами.
Однажды в автобусе мне пришлось быть свидетельницей разгоревшейся «педагогической дискуссии». На переднем сиденье у окна сидел мальчик лет семи, рядом с ним его мать. Вошла немолодая женщина с тяжелой ношей и молча встала рядом с ними. Свободных мест не было. «Вот они, нонешние молодые, - завела разговор бойкая и крепкая на вид старушка, - и сами сидят, и детей приучают. Место бы уступила, мамаша». - «Нет-нет, - сказала стоявшая женщина, - я постою, мне скоро выходить». - «Как же! Уступят они», - подхватила разговор еще одна пассажирка. «Сиди, -грозно сказала сыну мать, - вы бы сами уступили, а я на детских местах сижу, имею право».- «Право ты имеешь, а совести нет. Кого воспитываешь?» - продолжила бойкая старушка и услышала в ответ: «А вам-то какое дело? Кого хочу, того и воспитываю». В автобусе разгорелся спор нервных и невыдержанных людей. Какие правила поведения вынесет из такой ситуации семилетний мальчик?
НА ЛЕСТНИЦЕ
В любом доме есть лестница: маленькая, в три ступеньки, или очень высокая. О каждом жильце дома она могла бы нам многое рассказать: добрый человек поднимается по ней или нет, внимателен он к людям или думает лишь о себе, заботливый или равнодушный. Лестница знает, кто кого любит, кто с кем дружит, кто к кому в гости ходит.
* * *
У меня есть друг - подъездный лифт. Он - добрый трудяга -любит помогать людям. Но мальчишки исписали стены его кабины, часто поджигают его кнопки и вывинчивают лампочку, кто-то оставил в нем грязь, кто-то даже сломал его дверь. Приятно ли ездить в таком лифте? Лифт обиделся и теперь не работает. Ждет мастера. Жильцы идут пешком на самый верхний этаж. А знаете ли вы, как тяжело добираться на последний этаж? Если ты молод и энергичен, для тебя это - спортивное развлечение. Но бабушке и дедушке, маме с маленьким ребенком или с тяжелой сумкой подниматься по лестнице - трудная работа. Я подставляю им перила: они, мои руки, помогают человеку подниматься. Вот почему тот, кто идет вверх, идет рядом с перилами.
* * *
В МАГАЗИНЕ
Мы идем в магазин за покупками. Занятие это интересное и важное. Чтобы оно было еще и приятным, люди придумали правила, помогающие нам быть добрыми и отзывчивыми покупателями.
Прежде чем идти в магазин, следует к этому подготовиться.
Как вы думаете, надо ли в магазине выглядеть хорошо? Быть опрятно одетым - значит уважать окружающих. Совсем не обязательно надевать свое лучшее платье, но оно должно быть чистым и аккуратным, даже при условии, что заглянули мы на одну минутку. Некоторые взрослые не знают, что нельзя сюда заходить в рабочей одежде, испачканной краской и маслом. Почему остальные покупатели сторонятся человека в такой одежде?
Перед нами дверь в магазин. Пропустим тех, кто выходит: они с тяжелыми сумками. Да и в магазине будет посвободней. Подойдем к прилавку, выберем нужный товар. Выбрав его, оплатим покупку в кассе.
Если мы зашли в магазин игрушек и хотим посмотреть, как работает заинтересовавшая нас машина, подождем, пока продавец освободится от другого покупателя и сможет уделить нам время. «Пожалуйста, - скажем мы ему, - покажите нам эту машину». Вежливость и добрые волшебные слова сделают нас приятными покупателями. Спасибо, пожалуйста, будьте любезны, разрешите, не могли бы вы мне помочь... Мало ли хороших слов мы найдем для продавца, кассира и других покупателей? И они при необходимости нам помогут, ведь на доброту отвечают тем же.
* * *
Однажды в универсаме я видела громко плачущего мальчишку, его мама стояла рядом с тяжелой сумкой в руках и уговаривала сына не плакать. Мне стало жаль маму: у нее нет помощника. Обычно ребята помогают мамам и бабушкам подержать сумку, постоять в очереди, донести покупки до дома.
Можно ли, не обращая внимание на людей, стоящих у прилавка, купить товар вне очереди? Есть люди, которым трудно долго стоять. Пожилой человек, инвалид, женщина с малышом на руках будут признательны за то, что их пропустили вперед. Если же мы торопимся, попросим у покупателей разрешения купить товар без очереди. Получив это разрешение, обязательно поблагодарим. Но такая ситуация может быть крайне редкой и, как правило, лишь у взрослых.
К сожалению, плохо воспитанные люди, не соблюдающие этикет, пытаются пройти к прилавку без очереди. Это приводит к ссорам и грубым словам. Покупатели возмущаются: им тоже не хочется тратить много времени на покупку. Но главное, что их возмущает, - неуважение к ним. Тот, кто старается обойти очередь, не уважает людей, он считает других хуже себя.
Желая сделать поход в магазин интересным и запоминающимся для ребенка, купите ему что-либо: карандаш или альбом, книжку или игрушку, шоколадку. Если же ему очень хочется приобрести то, на что вы не можете потратить деньги, постарайтесь с ним договориться о том, что выполните его просьбу в другой раз, или переключите его внимание на что-то более привлекательное. Используйте ситуацию для воспитания у ребенка умения понимать других людей, договариваться с ними и уступать друг другу.
ВПЕРВЫЕ В ТЕАТРЕ
- Танюша, - сказала мама дочке, - завтра мы идем с тобой в театр. Театр - это дом, в котором оживают сказки и для детей показывают представления. Нам покажут сказку "Царевна-лягушка". Много ребят со своими родителями станут зрителями, а на сцене артисты будут играть, то есть изображать Царевну-лягушку, Ивана-царевича и других сказочных героев.
- А что такое «сцена»? - задала дочь вопрос.
- Завтра все узнаешь, - улыбнулась мама.
Проснулась Таня рано, быстро оделась и стала будить маму: «Мама, мы же в театр опоздаем». Мама посмотрела на часы и успокоила: «Не волнуйся, не опоздаем. Позавтракаем и будем собираться. Наденем свои красивые платья, потому что театр -это праздник, и зрители приходят нарядными».
После завтрака Таня надела свое самое лучшее платье, мама уложила ее волосы в прическу. Сама тоже надела нарядное платье и стала такой красивой, что Таня не удержалась и прошептала: «Мамочка, ты самая красивая! Как я тебя люблю!».
Мама взяла с собой маленькую театральную сумочку, и Таня тоже взяла сумку под цвет платья. В ней лежали платок, зеркальце ч расческа. «А как же туфли?» - спросила девочка. Туфли у нее были такие же красивые, как у Золушки на балу. Но на улице холодно, и надо надевать сапожки. «Туфли мы возьмем с собой, - ответила мама, - в театре переобуемся. Какая ты нарядная, дочка!» Таня посмотрела на себя в зеркало: ей были приятны мамины слова.
Театр - большое здание. Мама достала из сумочки билеты и протянула их билетерше, которая всем улыбалась. Входящие подавали ей билеты и говорили: «Здравствуйте!». Таня тоже поздоровалась. Она не была знакома с женщиной у входа, но подумала, что пришла в театр в гости, а в гостях надо приветствовать тех, с кем встречаешься.
Люди проходили в гардероб - красивый зал с огромными зеркалами, здесь зрители снимали свои пальто и переобувались. Девочки в нарядных платьях, мальчики в костюмах. Таня достала расческу, чтобы причесаться, но мама остановила ее: «Нет, Танюша, приводить себя в порядок мы будем в дамской комнате, здесь нельзя». -«А зачем же здесь зеркала?» - удивилась Таня. «Чтобы было красиво, чтобы у тебя улучшилось настроение. Перед зеркалом в гардеробе или фойе можно только взглянуть на себя и немного поправить прическу». Мама повела дочку в дамскую комнату. «А ты знаешь, где дамская комната?», - «Нет, - ответила мама, - но мы спросим у работника театра». - «А это удобно?» - «Почему же нет? Если мы вежливо попросим помочь, нам подскажут, что где находится».
Дамская комната оказалась туалетом с зеркалами, раковинами и кабинками. Здесь женщины и девочки приводят себя в порядок. Такая же комната есть для мальчиков и мужчин. На дверях этих комнат вывешены специальные знаки: в женском туалете кружок и под ним треугольник, расширяющийся книзу, словно платье, а в мужском -под кружком треугольник, расширяющийся кверху, словно плечи мужчины. В туалетных комнатах, как и в других общественных местах, нельзя оставлять после себя грязь. Они всегда должны быть чистыми. Зависит это прежде всего от тех, кто их посещает.
Зрители проходили в фойе - просторный зал, на стенах которого висело много больших и маленьких фотографий. Мама сказала, что это фотографии артистов театра и сцен из спектаклей. Они купили программку спектакля и по фотографиям стали искать тех актеров, которых увидят на сцене.
Прозвенел звонок, в фойе открылись двери в зрительный зал. -Пойдем занимать свои места. Прозвенит третий звонок, начнется спектакль, тогда ходить по залу нельзя. Придется садиться на свободные места, даже если они совсем неудобные. До перерыва в спектакле, который называется антрактом, все хождения по залу прекращаются. Поэтому не следует опаздывать, лучше приезжать в театр пораньше, чтобы подготовиться к спектаклю, - рассказывала мама, пока они шли в зрительный зал.
Люди спокойно проходили, никто не бежал и не шумел. Тане хотелось зайти поскорее, но она заставляла себя идти не спеша, как взрослая. Вот впереди идет мальчик, а за ним его мама и папа. Когда Таня вошла в зрительный зал, она сразу поняла: сцена - это высоко поднятая площадка в начале зала, на которой, как говорила мама, будут играть артисты. От сцены шли ряды кресел. Надо найти свой ряд и свои места, номера которых указаны в билетах. Танин ряд находился близко от сцены. Пока они проходили по залу, мама рассказывала о том, как надо вести себя в зале. Тане было ясно: кричать, громко разговаривать, вертеться, есть конфеты во время спектакля нельзя, как бы ни хотелось. Но мама говорила и о том, о чем Таня даже и не задумывалась.
- Посмотри, идут вдвоем мальчик и девочка. Он - молодец, на полшага впереди своей подружки: ведет ее, отыскивая свои места. Видно, как он внимателен к спутнице: первым проходит вдоль ряда, она - за ним. Сел слева от нее. Интересно, уступит ли он свое кресло, если ей не будет видно сцену? Видишь, меняются местами, значит, ей было неудобно. Вообще-то не принято рассматривать тех, кто в зале, особенно в бинокль. Бинокль для того, чтобы лучше видеть артистов на сцене, а не зрителей в зале.
Таня и мама, заняв свои места, продолжали тихий разговор. По рядам проходили зрители. Расстояние между рядами небольшое, и Таня приподнималась со своего кресла, чтобы проходящим было удобно. Они улыбались и говорили ей: «Извините, что потревожили» или «Спасибо». «Посмотри, - продолжала мама, - большинство людей проходят по рядам лицом к сидящим, а не спиной. Так принято». Действительно, Таня заметила, что гораздо приятней, когда человек проходит мимо тебя, повернувшись к тебе лицом.
Прозвенел второй звонок, зрители удобно располагались в креслах. Мама и на это обратила внимание: «У театрального кресла два подлокотника: один для тебя, другой для того, кто сидит рядом».
- Смотри на сцену, слушай и думай. Все вопросы в антракте, -предупредила мама, Kqraa прозвенел третий звонок и в зале погас свет.
Раскрылся занавес, начался спектакль. Таня сидела тихо, чуть дыша, так ей было интересно. Переживала за Царевну-лягушку, сердилась на Бабу Ягу, хотела подсказать Ивану-царевичу, где Царевну-лягушку искать.
В антракте, переполненная переживаниями, Таня даже не хотела выходить из зала. Но мама предложила прогуляться по фойе и зайти в театральный буфет. «Не следует в конце действия бежать в буфет, сшибая всех на своем пути, - произнесла она. В буфете, купив пирожные и два бокала вкусной воды, они сели за столик. Столиков было мало, а желающих перекусить много. К тому же в фойе театра тоже интересно: можно было еще раз посмотреть фотографии спектакля.
Второе действие пролетело так же незаметно, как и первое. Спектакль закончился, включился свет, и артисты вышли на поклон. Зрители им аплодировали, а громче всех - Таня. Некоторые ребята вышли на сцену и подарили артистам цветы. Тане тоже хотелось, но у нее не было цветов. «Ничего, - прошептала мама, - мы с тобой еще раз придем с цветами. И папу с собой возьмем».
И грустно Тане, что спектакль закончился, и радостно, что в театре побывала, и уходить не хочется. «Не будем спешить в гардероб, - говорит мама, - там много народа. Пройдем-ка еще раз по фойе, посмотрим фотографии».
Но вот в театре стало тихо, почти все зрители ушли. Покидая театр, Таня незаметно потрогала входную дверь, словно попрощалась, и подумала: скорее бы мама купила билеты, они придут сюда снова.
* * *
В МУЗЕЕ И НА ВЫСТАВКЕ
Дом, в котором собирают и хранят старинные вещи, картины, скульптуры, предметы техники, вещи известных людей, называется музеем. Есть самые различные музеи: исторические, художественные, технические, музеи-квартиры писателей, художников, композиторов. Любой человек может сюда прийти и посмотреть экспонаты, то есть ценности музея, которые здесь хранят, оберегают от порчи и выставляют для просмотра посетителей.
Помимо музеев существуют специальные выставочные залы, в которых художники и скульпторы показывают свои работы, организуются выставки изделий, вызывающих интерес у людей. Здесь, как и в других общественных местах, необходимо соблюдать правила этикета. Некоторые из них вы уже знаете.
Мы входим в музей. Какими будут наши первые слова? «Здравствуйте!», «Добрый день!» - так мы приветствуем кассира и билетера. Чтобы снять верхнюю одежду, пройдем в гардероб, поприветствуем гардеробщика. У большого зеркала посмотрим, хорошо ли выглядим.
Где можно причесаться, поправить одежду? Конечно, в туалетной комн. Найдем ее либо по указателю, либо спросим работника музея. В камеру хранения сдадим большую сумку и зонтик. Как вы думаете, почему это необходимо сделать?
Ничто не должно мешать посетителю рассматривать старинные вещи, картины, вышивку, посуду, скульптуры, статуэтки, мебель. Трогать их руками нельзя, как и присаживаться на старинные кресла и диваны. Все экспонаты неприкосновенны для посетителей.
В некоторых музеях паркетные полы как картины, они очень красивы. Их охраняют как историческую и художественную ценность, а посетители надевают специальные тапочки на свою обувь.
Можно ли в музее сорить, кричать, бегать, разговаривать? Спокойно проходим по залам, останавливаемся у стендов и картин, рассматриваем их. Сразу же хочется поделиться впечатлениями. Разговаривать можно, но негромко, никому не мешая. В музее должно быть тихо. Даже говорят: музейная тишина.
В залах стоят стулья и скамейки для посетителей, чтобы они могли отдохнуть. Но нельзя занимать стул смотрителя зала, который наблюдает за порядком и находится здесь целый день. К нему можно подойти с вопросом о каком-либо экспонате. Но лучше всех о ценностях музея рассказывают экскурсоводы. Именно они проводят для желающих экскурсии, то есть показывают и рассказывают о том, что хранится в музейных залах. Если вы находитесь в экскурсионной группе, не мешайте экскурсоводу рассказывать, а посетителям его слушать. Вопросы задаем в конце экскурсии и обязательно благодарим за нее. Можно поблагодарить кратким, но добрым и приятным словом «спасибо». Или сказать несколько слов, например: «Как интересно вы рассказывали!», «Какая замечательная экскурсия!».
На выставке мы ведем себя так же. Если в зале находится художник, написавший картины, желательно сказать ему несколько добрых слов о его работах. Ему важно знать мнение зрителей. Но не станем высказывать свое мнение, если картины не понравились. Многие люди приходят на выставку, и у каждого свое мнение, свои впечатления. Нельзя считать плохим то, что не понравилось лично вам.
В знак признания таланта художнику можно подарить цветы.
Уходя, не забудем сказать слова прощания работникам музея или выставки и обязательно подумаем, что нам здесь больше всего понравилось, лучше запомнилось, что мы узнали и о чем расскажем друзьям.
Для взрослых
До и после прочтения рассказов о кафе, театре, кинотеатре, выставке или музее желательно посетить эти места. Поговорите о впечатлениях и наблюдениях ребенка, обсудите вопрос о том, можно ли в общественных местах не соблюдать правила этикета, к чему приводит их невыполнение.
С детьми дошкольного и младшего школьного возраста желательно просматривать музейные залы не более одного часа, чтобы не утомить их и не отбить охоту к следующему посещению. Можно предложить такую развивающую игру: «Придумай (подумай) и расскажи» - о чем эта картина, чье это кресло, кто сидел за этим столом, кто играл этой игрушкой и т.п. Придумывать можно самые различные истории, но рассказывать их следует тихо, не мешая другим посетителям. После экскурсии хорошо бы зайти в буфет: мороженое или бокал воды с пирожным создадут дополнительное ощущение радости и необычности. Приобретенные открытки и буклеты помогут маленькому посетителю через какое-то время вспомнить то, что он узнал. И, конечно, желательно обсудить увиденное: что понравилось и почему, что особенно запомнилось, в какой зал пойдем еще, кто написал понравившуюся картину. Надо задавать такие вопросы, на которые ребенку хотелось бы ответить.
Уважаемые родители! Мы надеемся, что наши советы вам помогут при посещении с детьми общественных мест!
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2022/02/24/konsultatsiya-dlya-roditeley-povedenie-rebenka-v-obshchestvennom-meste